- 9 февраля 1923 года правительство тогдашнего СССР принимает решение: создать гражданскую авиацию. Так возникли акционерные общества «Укрвоздухпуть» в Украине, «Добролет» в Москве и еще одно на Кавказе.
Материальная база общества «Укрвоздухпуть» располагалась в городе Харькове, в Сокольниках, на территории Харьковского авиационного завода им. Ленинского комсомола, ныне - Харьковского государственного авиационного производственного предприятия.
С февраля по ноябрь за 100 тыс. золотых рублей в Германии правительство СССР покупает первые самолеты – «Комета-3» и «Комета-2». В ноябре 1923 года в Сокольниках на ипподроме (там тогда находился аэродром) происходит передача этих самолетов АО «Укрвоздухпуть». С марта 1924 года приобретенные самолеты начинают совершать регулярные рейсы по Украине. Так, собственно, и начиналась украинская авиация.
Командиром харьковского объединенного авиаотряда Украинского управления гражданской авиации с 1959 до 1979 года был Анатолий Петрович Овечкин. За двадцать лет его руководства наша авиация прошла путь от бипланов до турбовинтовых и реактивных самолетов. В нашем аэропорту «Харьков» на каждый самолет полагается три экипажа по 7 человек. В его задачу входило: ввести самолеты в эксплуатацию, обучить людей, отправить на курсы.
В 1928 году было принято решение, что все самолеты должны быть украинскими. Поэтому и создан был завод по производству собственной авиатехники – ХАЗ. К-4, К-5 – первые самолеты авиаконструктора Калинина, и другие, выпущенные в Харькове – заменили импортные. А аэропорт «Харьков» в 1932 году перешел сюда, на "Харьков-Основа".
В 1972 году произошла трагедия: самолет АН-10 упал под Русской Лозовой. Каждый год мы ездим на могилу экипажа. Самолет этот разрушился в воздухе – отпало крыло. После инцидента самолеты этой серии были остановлены. То есть, аэропорт «Харьков» остался без самолетов. Вот поэтому главной задачей командира авиаотряда на тот момент было – получить новые самолеты, первые модели которых начал выпускать Харьковский авиационный завод.
С помощью комитета партии, Верховного Совета А.П. Овечкин добился, чтобы мы получили самолеты – Ту-134. Но, на тот момент, взлетная полоса аэропорта «Харьков» была короткой для турбовинтовых самолетов. Чтобы мы смогли принять эти самолеты, полоса была продлена на 200 метров. Овечкин был не только участником – инициатором этих событий. С 1974 года Харьков жил благодаря самолетам Ту-134. И это полностью заслуга А.П. Овечкина.
Весной этого года Анатолий Петрович стал Почетным харьковчанином. Он награжден Орденом трудового Красного Знамени, Орденом Ленина, удостоен звания «Заслуженный пилот СССР». Поэтому я его и пригласил сюда – сегодня и его праздник.
Мы бережно относимся к своей истории. У нас есть музей. Здание, где он находился, сейчас передано другой организации, но все, что там было, мы собрали и «законсервировали». Надеемся, что в связи с расширением аэропорта, найдем для него помещение. Долгое время директором музея работал человек, много лет прослуживший среди самолетов - Луцкий Евгений Захарович. Ему удалось сохранить всю историю украинской авиации. Он написал и издал семь книг. Одна из них называется «История авиации Харьковской области», но реально это - история авиации Украины, потому что она начиналась с Харькова. Тем более, что в 1923 году Харьков был столицей Украины.