- Рынок продажи самолетов для Украины достаточно ограничен. Если наша страна будет действовать самостоятельно, то в ближайшее десятилетие его объем будет составлять лишь 400-500 млн. дол. Украине достаточно трудно самостоятельно выходить на мировые рынки, в том числе через технологическую зависимость от партнера (РФ), ведь почти все самолеты создаются совместно. С другой стороны, Россия остается огромным рынком для Украины, и ей удается диктовать определенные условия, которые, к сожалению, выглядят безальтернативными.
Почему к сожалению? Потому что в 2004 году были целых два предложения со стороны американских компаний.
В частности, Юнайтед Технолоджис предлагала участие в приватизации украинского авиапрома, а инвестиционная компания «Сигма Блейзер» - в проекте Ан-140. Но, поскольку украинская сторона действовала достаточно медленно, интерес других компаний (кроме российских) к сотрудничеству с Украиной ухудшился. А тот факт, что украинский авиапром объединен в концерн, до сих пор остающийся государственным, не реструктуризированным и не акционированным, делает его негибким, существенно уменьшает маневр и возможности на рынке, в том числе в проектах с компаниями западного мира. Кстати, согласно плану, акционирование должно было состояться до конца 2010 года, и признаков этого я не вижу. Это привело к замедлению выхода из кризиса. Среди позитивных моментов последних лет - введение КИАЗ «АВИАНТ» в состав АНТК «Антонов». Это предприятие было доведено до такого состояния, что самостоятельное управление и существование угрожало всей авиапромышленности. Но, невзирая на многочисленные злоупотребления предыдущего руководства завода «АВИАНТ», никто не был наказан и не понес ответственности. Этот факт подтверждает то, что государство является не лучшим менеджером авиапрома, а потому стоит пустить туда частный капитал и перейти на рыночные рельсы, получить другие подходы в управлении авиапромом.
Пока еще наши ожидания не оправдались, но есть надежды, которые оправдаются в будущем.
Все зависит от того, насколько государство будет готово к привлечению частного капитала, и каким образом будут реализовываться акции. Наш центр в 2004 году предлагал оставить контрольный пакет акций АНТК в руках государства (50+1), остальные - реализовать в прозрачном рыночном варианте. Теперь рассматриваем другие версии, в частности, кооперацию с Востоком. Здесь есть как позитивные, так и негативные моменты.
Если будет продолжаться интеграция в российское пространство, как запланировано в настоящее время, то не будет решен главный вопрос - снятие налогов на поставку украинских комплектующих на российские заводы. В этом смысле интеграция выглядит как определенная формальность, и реальные дивиденды Украина не получит. В то же время в действительности все зависит от того, в каким образом она будет происходить. Если Россия заинтересована в интеграции украинского авиапрома, то должна купить пакет акций украинского концерна. Это нормальный подход. Но поскольку предприятия не акционированы, и даже нереструктуризированы, то для будущего приобретения акций стоит достичь межгосударственных договоренностей, которые бы предусматривали соответствующие «твердые» заказы определенных типов самолетов со стороны России. На сегодня российские ответственные лица выразили желание закупать все типы самолетов, которые производятся или совместно, или в Украине. Имею в виду самолеты Ан-140, Ан-148 и Ан-74 разных версий и даже Ан-70, о котором заявил командующий парашютно-десантных войск России генерал Шаманов. По его оценкам, для ПДВ России нужно несколько десятков самолетов Ан-70. К тому же есть общее желание России и Украины выпускать модернизируемую версию Ан-124 «Руслан». Учитывая все эти заявления, есть предпосылки заключения твердых заказов относительно закупки таких самолетов или совместного их производства под гарантии российского правительства. Если бы это случилось, то отечественный авиапром должен был бы активно готовиться к интеграции именно в российское пространство. Но, конечно, было бы лучше, если бы после акционирования пакет акций был в прозрачном виде на рыночных условиях предложенный в виде тендера к участию в приватизации. Если бы были приглашены не только представители России, но и других стран. Но это зависит от определенной политической воли.
Поэтому власти в настоящее время нужно учитывать, что чем быстрее состоится акционирование, тем лучше будет чувствовать себя авиапром. Ведь на Западе сегодня с помощью компьютерных программ делается все то, что в Украине руками. Чтобы преодолеть технологическое отставание и модернизировать отрасль, нужно от 1,5 до 3 млрд. дол. Самостоятельно государство с этим не справится. Нужно, чтобы потенциальные инвесторы, заинтересованные в приватизации авиапрома, разместили в Украине заказы и гарантировали их.
Валентин БАДРАК, директор Центра исследования армии, конверсии и разоружения