Собственник крупнейшей украинской моторостроительной компании «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев инициировал судебное разбирательство с АНТК им. Антонова. Как стало известно, «Мотор Сич» обвиняет «Антонова» в нарушении договора, который стороны заключили в рамках проекта регионального пассажирского самолета Ан-148.
Как объяснил вчера Вячеслав Богуслаев, компании приходится отстаивать свое право на поставку авиадвигателей для Ан-148. «У нас есть договоренность, что на первые 50 самолетов Ан-148 мы «привязываем» наши двигатели — Д-436. Но сейчас российская сторона, которая производит данное судно в кооперации с Украиной, пытается навязать свой мотор — SAM-146. Поэтому «Мотор Сичи» приходится отстаивать свои права», — пояснил Богуслаев.
В АНТК им. Антонова подтверждают, что имеют обязательства перед «Мотор Сичью». Тем не менее отказываться от идеи использования российского агрегата не собираются. «Да, конфликт интересов есть. Но сегодня есть и рынок. А в рыночных условиях выигрывает тот, чей продукт имеет конкурентные преимущества. Если заказчик заинтересован в покупке самолета, но его не устраивает какой-то компонент, мы должны заменить его на тот, который выбрал клиент», — объяснил свое видение ситуации Дмитрий Кива, глава госавиаконцерна «Антонов» (в него входит АНТК им. Антонова). Как объяснили вчера «ДЕЛУ» в конструкторском бюро, окончательное решение относительно использования SAM-146 при строительстве Ан-148 еще не принято. Напомним, что в июле с инициативой замены запорожского двигателя на российский выступила Объединенная авиастроительная корпорация (объединяет авиаактивы в России). Представители «Антонова» тогда комментариев не дали, лишь отметив, что теоретически это возможно. Относительно претензий «Мотор Сичи» в авиастроительной госкомпании отмечают, что не собираются нарушать своих договоренностей. И вопрос установки на судно российского двигателя будет актуален после выполнения обязательств перед запорожской компанией.
По словам директора Центра экономического и политического анализа Александра Кавы, даже если бы уже было принято решение об установке на Ан-148 двигателей SAM-146, в ближайшее время российская сторона не смогла бы этого сделать. SAM-146 разрабатывался совместным российско-французским предприятием PowerJet для прямого конкурента украинского самолета — российского проекта Sukhoi Superjet. Тем не менее этот самолет еще находится в доработке. И в ближайшие года четыре вряд ли моторостроители России смогут параллельно работать и с Ан-148.
В целом же эксперты отмечают, что в желании «антоновцев» получить альтернативу запорожским моторам нет ничего удивительного. «Установка на одну модель самолета двигателей нескольких производителей — это мировая практика. Так делают и Boeing, и Airbus. Поэтому будет вполне логично, если эту практику освоит и «Антонов», — считает Кава. По его словам, не следует ожидать, что после сертификации Ан-148 с российско-французским двигателем SАM-146 все авиакомпании предпочтут именно такую модификацию. «Просто у покупателей появится возможность выбрать более выгодную для себя комплектацию», — полагает эксперт.
По словам Кавы, двигатели украинского производства имеют ряд преимуществ перед российскими. Во-первых, они уже давно находятся в эксплуатации и хорошо себя зарекомендовали. «Что касается двигателя SAM-146, то его производство в России только осваивается. На организацию массового производства может уйти еще примерно 1,5-2 года», — отмечает он. Во-вторых, логично предположить, что спрос на Ан-148 с украинскими двигателями будет выше, чем с российскими. «Компании, в парке которых уже есть самолеты с запорожскими двигателями, естественно, предпочтут машины аналогичной комплектации, так как их специалисты уже имеют опыт обслуживания Д-436», — объясняет Кава.
СПРАВКА
Ан-148 — региональный реактивный пассажирский самолет нового поколения. Самолет оснащен двигателем Д-436-148 разработки ГП «Ивченко-Прогресс», который выпускается на «Мотор Сичи».