30.09.06 
Стало известно, что 10 сентября не был продлен контракт с действующим генеральным директором аэропорта «Киев» («Жуляны») Василием Момотом — ярым противником переноса аэропорта в область. На его место претендуют ставленники сразу нескольких группировок. Заинтересованность аэропортом в той или иной мере проявили Людмила Супрун, представители группы «Запорожсталь» (напомним, что эта группа очень плотно работает в столице и контролирует столичный энергохолдинг, а также «Киевхлеб» и «Киевмлын»), к тому же своего претендента хочет протащить новое окружение министра транспорта и связи Николая Рудьковского (министр сейчас жестко занялся созданием собственной вертикали в структурах Минтранссвязи). Причем ставленник последнего считается фаворитом. Фамилии конкретных лиц пока не разглашаются, но от того, кто именно станет руководителем аэропорта, будут зависеть и перспективы его переноса в область.

Напомним, что несколько недель назад губернатор Киевской области Вера Ульянченко буквально ошарашила авиационную общественность заявлением о переносе столичного аэропорта «Киев» («Жуляны») в область. Существует два варианта — либо вынос аэропорта на летно-испытательную базу АНТК им. Антонова в Гостомель, либо на военный аэродром в Василькове. Однако руководство столицы еще не сказало своего веского слова.

Основная причина необходимости выноса «Жулян» та, что он находится практически в центре города. Самолеты своим шумом мешают жителям близлежащих домов, а схема захода на посадку предполагает пролет самолетов в опасной близости от домов. К тому же у города давно существует проблема дефицита площадей под жилую застройку, а территория аэропорта — идеальное место для появления в столице целого микрорайона.

По словам Веры Ульянченко, оба варианта прошли предварительное согласование на уровне обладминистрации, были проведены переговоры с сельскими председателями и проработаны способы доставки пассажиров и возможности строительства новых терминалов в потенциальных аэропортах.

Оба аэропорта имеют определенный набор коммуникаций и оборудования для обслуживания самолетов. Плюс Василькова, по мнению губернатора Киевской области, в уже имеющейся трассе Киев— Одесса, которая подведена практически к аэродрому. В Гостомеле же требуется реконструкция трассы Киев — Ковель. Еще одна проблема Гостомеля — в статусе аэропорта как испытательной базы КБ Антонова, что предполагает наличие целого набора ограничений на ее использование при проведении экспериментальных и испытательных полетов. Это делает невозможным регулярные перевозки в аэропорту, где расписание согласовывается авиакомпаниями заранее и билеты продаются на полгода вперед. Переносить вылет из-за полетов «Руслана» или «Мрии» просто опасно, пассажиры несколько раз подумают, прежде чем решатся лететь через Гостомель. Зато здесь хорошая взлетно-посадочная полоса и есть возможность для развития.

Существенный минус Василькова состоит в том, что аэродром использовался военными и не имеет необходимой гражданской инфраструктуры. То есть ее надо создавать. Это пункт пропуска через госграницу, пассажирский терминал, специальное оборудование для обслуживания пассажиров и гражданских самолетов, закупка трапов, пассажирских автобусов, специальных машин для обслуживания самолетов Boeing и Airbus. Тут речь может идти о сотнях миллионов долларов. Кто все это будет финансировать, неясно.

Но существует и куда более серьезная проблема — аэродром в Василькове ограничен двумя трассами. С одной стороны их нельзя продлить из-за дороги на сам Васильков, а с другой мешает автобан Киев— Одесса. А длина самой ВПП порядка 2,5 км, что ненамного больше, чем в Жулянах. Таким образом, у аэропорта просто нет перспектив развития. Однако этот аргумент могут и проигнорировать по причине слишком уж серьезной заинтересованности поучаствовать в глобальных проектах представителей старой и новой власти. Как отмечают эксперты, 15 га аэродрома в Василькове выкупила компания «Спецавиа», которую в кулуарах Минтранссвязи ассоциируют с Татьяной Засухой и ректором Национального авиационного университета Бабаком. Получается весьма любопытный вариант — «оранжевая» власть лоббирует интересы «регионалов». К тому же территория аэропорта в Жулянах интересна как потенциальная строительная площадка — на территории 270 га можно построить порядка 30–40 высотных жилых домов — целый микрорайон.

Еще в 2004 году под эгидой проведения «Евровидения» в столице компания «Крещатикжилинвест» предлагала провести акционирование аэропорта «Киев», осуществить реконструкцию здания аэровокзала и прилегающей инфраструктуры. Не исключалось также появление нескольких офисных и жилых комплексов в районе аэропорта. Эксперты отмечали, что вместе с этим проектом в горадминистрации появился и более «продвинутый» проект, предполагающий застройку территории аэропорта. Тогда его придержали, но сейчас о нем могут вспомнить.

Вторая заинтересованная сторона — авиакомпания «Аэросвит». Вот уж который год она судится с администрацией аэропорта «Борисполь» по поводу строительства собственного терминала. Конца разборкам не видно и руководство авиакомпании в начале нынешнего года высказало идею переноса части собственных рейсов из «Борисполя». Мощностей основных терминалов аэропорта не хватает для обслуживания растущего пассажиропотока, поэтому авиакомпания и заявила о переносе части чартерных рейсов в другой аэропорт. Данную идею уже давно обсуждают в авиационной среде. По мнению авиаторов, вынесение чартерных рейсов не потребует больших затрат. Эти рейсы не нуждаются в таком большом внимании, как обыкновенные регулярные рейсы, затраты на инфраструктуру тоже минимальны и не превысят нескольких десятков миллионов долларов. Впоследствии в этот аэропорт можно будет перенести и остальные рейсы.

Пока ясности в данном вопросе нет, свое веское слово должна сказать Киевгорадминистрация, которая просчитывает экономические проследствия переноса аэропорта «Киев». Противники могут найтись и в сфере VIP-перевозок. В начале текущего года швейцарская компания Jet Aviation Holding Inc. и австрийская Airport Vienna предложили создать в «Жулянах» центр бизнес-авиации. В феврале они представили инвестиционный проект, предполагающий строительство на существующей базе бизнес-аэропорта европейского класса, рассчитанного на прием и отправку малых самолетов, которые широко используются в деловой и частной авиации. Самое интересное то, что и этот проект предполагал передачу порядка 70 га территории под застройку инвесторам, согласившимся профинансировать модернизацию оставшейся части аэропорта.

http://comments.com.ua/?art=1159172486