Мы решили расспросить чиновника об этом, а также узнать о строительстве новых терминалов "Борисполя" и в целом о подготовке страны к чемпионату Евро-2012.
"БОРИСПОЛЬ" СТАНЕТ МОЩНЕЕ В?ПОЛТОРА РАЗА
- Борис Викторович, правда ли, что земли отторгались с нарушениями?
- Это не соответствует действительности даже на процент. На схемах (показывающих имущественные отношения аэропорта и арендаторов. До и после решения суда видно, что "Аэросвит" получил в свое время земли в аренду, и теперь для того, чтобы попасть к любому из терминалов, нужно их пересекать. Даже бывшая клумба в центре принадлежала компании. Земли-то частные - и этот прецедент объяснения не имеет.
- Будет ли продолжаться тяжба?
- Чтобы увязать все терминалы, нам придется судиться с другими участниками процесса. Большая часть земли выдавалась 4 или 5 лет назад, и за это время инвесторы к строительству не приступали. То есть землю оформляли со спекулятивными целями.
Причина конфликта - в коррупционности и непрозрачности местной власти: по сути, земля выдавалась бесконтрольно. Чтобы попасть из терминала D в остальные терминалы, нужно ходить по подземному переходу. А подъехать вообще невозможно - разве это нормально?
- А когда будут сданы новые терминалы в "Борисполе"?
- Терминал F практически готов: он будет сдан в конце сентября - начале октября, а терминал D строится и будет готов к концу 2011 года.
- Расскажите, пожалуйста, какой пассажиропоток сможет принимать "Борисполь"?
- В целом "Борисполь" принимает 6-6,5 миллиона людей в год. Новые терминалы позволят увеличить эту цифру до 10 миллионов.
Для примера скажу: аэропорт "Атланты" принимает 92 миллиона пассажиров в год, а в прошлом году принял 86 миллионов. Даже Мюнхенский аэропорт - младше по статусу, чем аэропорт Франкфурта, - принимает 30 миллионов пассажиров. Цифры с нашими несопоставимы - это своеобразные маяки для нашей авиации.
Все упирается в пассажиров, которые летают по Украине, - их должно быть не менее 20-25 миллионов в год. Именно столько было в 1990 году - "Аэрофлот" возил до 20?миллионов украинцев.
Что важно, авиабилеты тогда стоили десятую часть зарплаты: при доходе в 177 рублей из Донецка в Киев можно было добраться за 17 рублей 50 копеек. Сегодня в эконом-классе такой билет стоит от 900 гривен до 2000 гривен, что практически равняется средней зарплате. То есть мы можем купить в 10 раз меньше авиабилетов, чем при Союзе! И это трагедия. Без реального роста заработной платы авиация не поднимется.
На заседании Кабинета министров был принят рабочий вариант Воздушного кодекса, кроме того, в следующем году вступает в силу договор "Открытое небо": он позволит без всяких дополнительных разрешений любой украинской компании летать в любую точку земного шара без ограничений и квот. Соответственно и в Украину будут летать так же. И это станет мощным импульсом для развития авиации.
"В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ ОБ УДОБСТВЕ ПАССАЖИРОВ ДАЖЕ НЕ ЗАДУМЫВАЛИСЬ"
- Насколько удобными будут новые терминалы "Борисполя"?
- В технологическом плане этот порт станет самым современным в Европе, так как он - самый новый. Будет подъездная эстакада, а прилетающие и вылетающие пассажиры не станут сталкиваться друг с другом.
Основная задача, которую ставили перед проектировщиками, - это чтобы человек не сделал ни одного лишнего шага: среднестатистический европеец перемещается с багажом и детьми, поэтому нужно ограничить перемещения, чтобы не было ступенек, крутых подъемов.
В советское время об этом даже не задумывались, поэтому в бориспольском терминале А есть настоящая "пирамида" со ступеньками, по которой пассажиры вынуждены карабкаться с чемоданами. Да они просто герои! Тех, кто проектировал, нужно было бы по решению суда обязать хотя бы раз в месяц с чемоданами, тремя детьми и тещей пройтись вверх-вниз по этим переходам. В "Борисполе" можно будет подъехать в зал вылета - нигде нет ступенек. И после стойки регистрации легко попасть по телескопическому трапу прямо к самолету.
- А как обстоят дела в других украинских городах, принимающих Евро-2012?
- Такой же порт, как "Борисполь", будет в Донецке. Похожий терминал сдали в Харькове, сейчас там государство достраивает взлетно-посадочную полосу, которая сможет принимать среднемагистральные самолеты. Очень хороший с точки зрения авиации аэропорт во Львове: он может принимать даже дальнемагистральные суда.
То же - в Донецке: там полоса даже более современная, чем в Киеве, где, несмотря на хорошее покрытие, не могут садиться самолеты А-380. А в Донецке - могут.
Когда я был председателем облсовета (Донецкой области), мы выступали заказчиками, и проектировщики учли наши замечания. И тут даже не вопрос в какой-то, скажем так, "донецкости". Просто когда строилась полоса в Киеве, А-380 еще не летал.
Я мечтаю об одном: чтобы у всех граждан хватало денег на полеты по тем маршрутам, по которым летает А-380.
ВСЕ БЮРОКРАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ ДЛЯ ГОСТЕЙ ЕВРО ОТМЕНЯТ
- В 2012 году не предвидится никаких проблем с доставкой болельщиков?
- Нет, конечно. Всех наших гостей можно условно поделить на две группы: это "семья" УЕФА - команды, тренеры, спонсоры УЕФА, партнеры и т. п. Всю ответственность за них несет правительство. Относительно этой группы все готово и утверждено.
Что касается болельщиков, мы стремимся к тому, чтобы их приезд в Украину был организованным. Это - задача турагентств, украинских и западных: они будут знать, когда прилетает чартерный самолет, кто из его пассажиров где живет, когда их нужно доставить на матч. Со своей стороны мы купили уже первые 2000 единиц автобусов и троллейбусов, которые в сентябре выйдут на маршруты. Все будет на самом высоком уровне.
Теоретически без внимания могут остаться только те, кто приедет регулярными рейсами и на собственных машинах. Никто ведь не знает, с какой целью они едут в Украину. Впрочем, мы все равно отменим иммиграционные карточки и все ненужные бюрократические процедуры. Гостям понадобится только паспорт.
Очень большое количество болельщиков ожидаем из Российской Федерации, Казахстана, Беларуси. От Уральска в Казахстане до Донецка - 1400 километров, а от Мукачево до того же Донецка - 1450.
- А как другие объекты?
- На этой неделе подводим итоги по центральному стадиону - там отставаний практически нет. Львов давался очень тяжело - из-за отсутствия проектно-сметной документации. Представляете, проектов вообще не было! Да и реконструкция "Олимпийского" была все-таки ошибочным решением - его нужно было либо сносить полностью, либо искать другое место…
Впрочем, на днях Мишель Платини подтвердил, что в Евро будут принимать участие все четыре украинских города. Так что наше правительство сделало немало, чтобы мы догнали сроки.
- Что касается отелей к Евро-2012, в Киеве массово реконструируются общежития…
- Этот опыт в масштабных турнирах не нов - так делали и во время московской Олимпиады, и на Западе. Вопрос - в качестве общежитий. В них станут жить, скорее, болельщики с небольшими доходами - они смогут снять жилье за 25-40 долларов.
- То есть это будут своеобразные хостелы?
- Да, именно так.
- А как обстоят дела с более качественным жильем?
- Все украинские города полностью покрыли потребности УЕФА. Вопрос лишь в классности отелей. Даже Киеву не хватает 4- и 5-звездочных отелей. Мы решаем эту проблему: предлагаем компенсацию процентов по кредитам отелям, которые готовы повысить свою классность. То же - по кредитам новым отелям. И в Налоговом кодексе гостиничный бизнес освобождается от уплаты налогов на 10 лет. Это все, что можно было сделать в наших условиях.
- Какие у вас лично требования к отелям?
- Не могу сказать, что я - типичный турист (улыбается). Есть масса справочных, агентств, с которыми мы работаем. У меня семья этим занимается, жена и старший сын. Это их задача, с меня же требуют только кредитную карточку. Кстати, могу сказать: если вы поедете на переговоры о кредите с Сredit Suisse и поселитесь в общежитии - денег вам точно не дадут!