В распоряжении Ъ оказалась копия разработанного Министерством транспорта и связи проекта нового Воздушного кодекса. 2 сентября документ был одобрен правительством и в ближайшее время должен быть внесен на рассмотрение Верховной рады. Действующий кодекс был принят еще в 1993 году и нуждался в обновлении, объясняют в министерстве.
В документе впервые введена система штрафов для авиакомпаний в размере от 5 тыс. до 8 тыс. не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. В частности, предусмотрены штрафы за эксплуатацию воздушных судов без действующего сертификата, выполнение полетов с нарушениями сроков техобслуживания судна, сокрытие информации о повреждениях судна на земле, подачу недостоверной информации для продления летной пригодности и т. д. "Теперь появились рычаги влияния на авиакомпании. Документ предполагает также внесение изменений в Уголовный кодекс. За некоторые преступления предусмотрено лишение свободы сроком от одного до шести лет",– заявлял ранее глава Минтранса Константин Ефименко.
Фактически система штрафов существует и сейчас, но закреплена она на уровне подзаконных актов. "Штрафы не должны быть предметом регулирования Воздушного кодекса,– уверен помощник генерального директора по связям с общественностью авиакомпании 'Аэросвит' Сергей Куцый.– Это не предусмотрено рекомендациями международных авиационных организаций, такой практики нет в других государствах, это изобретение Украины". В Минтрансе в свою очередь объясняют закрепление штрафов в кодексе требованиями Международной организации гражданской авиации (ICАО) и Евросоюза.
Еще одним нововведением, согласованным с европейскими структурами, стала норма о том, что в вопросах безопасности Госавиаадминистрация может применять к авиакомпаниям нормы, действующие в ЕС. Например, с 1 сентября ведомство требует от компаний прохождения сертификации европейского образца, рассказал председатель правления "Днеправиа" Сергей Ткаченко. В самом министерстве говорят, что сейчас евросертификаты имеют только "Аэросвит", "Международные авиалинии Украины" и Wizz Air. "Новая система сертификации может оказаться сложной для некоторых авиакомпаний,– считает Сергей Ткаченко.– Но если украинские операторы хотят заключать код-шеринговые договоры с иностранными компаниями, им нужно иметь этот сертификат". В Минтрансе напоминают, что еще летом 2009 года предупредили компании о том, что в течение двух лет всем им нужно пройти сертификацию европейского образца.
Вместе с тем кодекс вводит и ряд послаблений. Так, для аэропортов будет снижен налог на землю с 5% до 0,02%. Таким способом в Минтрансе намерены препятствовать повышению стоимости аэропортовых сборов. "Например, наш аэропорт ежемесячно платит 42 тыс. грн налога на землю,– говорит генеральный директор аэропорта 'Львов' Александр Загрева.– Это, безусловно, тяжело для нас. Предусмотренная законопроектом скидка позволит аэропортам вкладывать деньги в инфраструктуру и развиваться, что крайне важно, учитывая состояние большинства украинских аэропортов".