«Роза Ветров» стала четвертой отечественной авиакомпанией, которая перешла под контроль структур Игоря Коломойского. Теперь доля рынка авиаперевозок, занимаемая «Приватом», выросла до 60%.
У авиакомпании Windrose («Роза Ветров») сменился собственник. Главный акционер и гендиректор компании Владимир Каменчук продал свой пакет акций. Факт смены собственника в «Розе Ветров» подтверждают. «Да, у нас произошла смена владельцев», — сообщили в пресс-службе компании. Однако подробностей сделки — сумму и имя покупателя — там не разглашают. По информации источников , покупателями авиакомпании являются структуры, близкие к группе «Приват» Игоря Коломойского.
Об этом также свидетельствует политика, которой последнее время придерживается «Роза Ветров». В частности компания активно развивает сотрудничество с другими подконтрольными «Привату» авиакомпаниями: «АэроСвит», «Донбассаэро» и «Днипроавиа». Между перевозчиками еще в прошлом году было заключено interline-соглашение, позволяющее его участникам продавать перевозки по маршрутам своих партнеров.
Начиная с прошлого года «Роза Ветров» и авиакомпании, подконтрольные «Привату», развивали свое сотрудничество ударными темпами. В марте между воздушным альянсом Коломойского и «Розой Ветров» было заключено код-шеринговое соглашение, которое дало возможность компаниям использовать флот друг друга на правах сублизинга. Также на период летней навигации «АэроСвит» и «Роза Ветров» объединили свои маршруты на направлении Киев — Москва. При этом оператором перевозок на частотах, выделенных «Розе», стал именно «АэроСвит», который также получил возможность использовать борта «Розы Ветров» для обслуживания рейсов Киев — Москва. В результате это позволило компании Игоря Коломойского увеличить число рейсов в столицу России примерно в полтора раза — до 4-5 в день.
«Оккупация» Москвы
По мнению экспертов, именно привлекательное московское направление стало основной причиной поглощения «Розы Ветров» структурами Игоря Коломойского. «Основным интересом для альянса (авиакомпании, принадлежащие «Привату». — «ДЕЛО») являются направления, которые имеются у «Розы Ветров», — считает директор Центра экономического и политического анализа Александр Кава. Сегодня, согласно межправительственному соглашению между странами, украинские перевозчики имеют право осуществлять из Киева в Москву 35 рейсов в неделю. Из них «АэроСвит» совершает 26 рейсов, а «Роза Ветров» — 9. После поглощения последней группа «Приват», по сути, является монополистом в данном направлении.
Всего же после покупки «Розы Ветров» под контролем «Привата» окажется больше половины рынка авиационных перевозок Украины. Так, на долю «АэроСвита», «Донбассаэро» и «Днипроавиа» приходится 48,5% рынка. С присоединением же к этим компаниям «Розы Ветров» доля рынка авиаперевозок, занимаемая «Приватом», увеличивается до 60%.
КТО КОНТРОЛИРУЕТ УКРАИНСКИЙ РЫНОК АВИАПЕРЕВОЗОК*, %
МАУ - 30,4
«Аэросвит» - 27,3
«Днепроавиа» - 12,3
Wizz Air - 10,3
Windrose - 9,2
«ДонбассАэро» - 8,9
Другие - 1,6
*Доля рынка в 2009 году
Данные предварительных подсчетов авиакомпаний
Неформальная монополия
Возможно, именно из-за опасения быть признанным монополистом новый собственник и не афиширует сделку. Необходимо отметить, что информация о смене собственника не была представлена и в Антимонопольный комитет. Напомним, сегодня ведомство рассматривает дело об объединении «АэроСвита», «Донбассаэро» и «Днипроавиа» в единую структуру. И если в момент принятия решения станет известно о причастности собственников этих компаний к покупке нового авиаперевозчика, государственное ведомство может признать объединение незаконным.
Тем временем, по информации «ДЕЛА», все четыре авиакомпании, входящие в неформальный авиаальянс «Привата», уже в скором времени могут ввести единую униформу для своих экипажей.