Ан-148 набирает популярность среди украинских авиакомпаний. В пятницу "Днеправиа" и "Донбассаэро" подписали соглашения с "Антоновым" о лизинге двух и совместной покупке с "АэроСвитом" пяти Ан-148 до конца 2011 года. Еще шесть самолетов намерена купить госкомпания "Украина". Но даже в случае привлечения финансирования для реализации этих заказов на сумму около $320 млн технически выполнить их в заявленные сроки "Антонов" не способен, уверены эксперты.
"Днеправиа" и "Донбассаэро" подписали договоры об эксплуатации двух Ан-148 на условиях мокрого лизинга с "Антоновым" и лизинговой компанией "Лизингтехтранс", сообщили в авиакомпаниях в пятницу. Сейчас эти суда эксплуатирует "АэроСвит", экипаж и борттехников предоставляет "Антонов". "Лизинговые платежи будут осуществляться компаниями в зависимости от числа выполненных рейсов",– рассказал помощник руководителя "АэроСвита" по связям с общественностью Сергей Куцый.
Еще пять Ан-148 по генеральному соглашению с "Антоновым", подписанному в пятницу, авиакомпании намерены получить до конца 2011 года. Кроме того, пять Ан-148 должны быть поставлены "Лизингтехтрансу". Твердый контракт на поставку этих 10 судов будет подписан после того, как государство решит вопрос финансирования заказа, уточнили в "Антонове".
Ан-148 – первая самостоятельная разработка украинских авиаконструкторов. Это двухдвигательный реактивный самолет, предназначенный для региональных рейсов (2000-4400 км). Пассажирские варианты рассчитаны на 68-85 мест, крейсерская скорость – 780-850 км/ч. Стоимость базовой модели – около $20 млн. Самолет производят в Киеве и на заводе Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО) в России.
Сейчас флот "АэроСвита", "Донбассаэро" и "Днеправиа" состоит из самолетов Airbus, Boeing и Embraer. По словам директора Центра политического и экономического анализа Александра Кавы, практически все рейсы перевозчиков обеспечены договорами код-шеринга: "Ан-148 во флоте авиакомпаний займет нишу между Boeing 737-500 (105-110 кресел) и Embraer 145 (48), что позволит более эффективно загружать рейсы".
На выставке "Авиасвит-XXI" в пятницу Ан-148 заинтересовалась и компания "Украина", обеспечивающая перевозки высших должностных лиц и официальных делегаций страны. "Украина" и "Антонов" подписали протокол о намерениях о закупке двух VIP-версий Ан-148 и четырех в базовой комплектации до конца 2012 года.
Для финансирования столь масштабной программы производства "Антонов" планирует до конца года привлечь кредиты на сумму около $500 млн (см. Ъ от 31 августа). Министр промполитики Дмитрий Колесников сообщил Ъ, что переговоры ведутся, в частности, с российскими ВЭБ и ВТБ. Глава "Антонова" Дмитрий Кива рассчитывает, что заем позволит в течение трех лет построить около 25 Ан-148 и Ан-158 (из них 12 – в 2011 году), а также легкий транспортный Ан-32.
Однако, по мнению Александра Кавы, даже если финансирование будет найдено, технически "Антонов" не готов за год построить столько самолетов: "Производственный цикл Ан-148 – четыре-пять месяцев. В этом году 'Антонов' выпустит не больше двух судов, а первый серийный самолет предприятие строило около пяти лет". Не справляется с заявленными объемами и российское ВАСО: в этом году будет выпущено максимум шесть Ан-148, а не десять, как заявлялось. "Мы создали прекрасный самолет, но мощностей по его производству недостаточно",– констатировал в Гостомеле генеральный директор лизинговой компании "Ильюшин Финанс Ко" (занимается продвижением Ан-148) Александр Рубцов.