07.10.10 
Директор Таврического регионального центра инновационного развития Владимир Арабаджи на своем персональном сайте рассказал, почему в Севастополе почти невозможно инвестировать в модернизацию аэродрома Бельбек. Приводим его мнение без купюр.

В жизни очень много пены и пустых звуков! (или почему в Севастополе не будет международного аэропорта)

В Севастополе есть военный аэродром «Бельбек». Главное его достояние – хорошая взлетно-посадочная полоса, как говорят – «всесамолетная», т.е. позволяющая принимать все типы самолетов существующие сегодня.

Идее строительства международного гражданского аэропорта в Севастополе с совместным использованием аэродромной инфраструктуры военными и гражданскими службами уже лет двадцать. Любой градоначальник, придя к руководству Севастополем, морочил гражданам мозги, обещая построить аэропорт.

Кому мы только не предлагали инвестировать в международный аэропорт “Бельбек”! Мэрии Москвы, Мэрии Санкт-Петербурга, украинскому миллиардеру Ринату Ахметову, всем банкам Украины, австралийским бизнесменам, украинской диаспоре Канады, Правительству Туркмении и даже Узбекистана, Российскому Газпрому, иностранным компаниям…

Помню, в 2000 году нам удалось выйти на профессиональную инвестиционную компанию в Италии, привожу перевод их ответа на наше предложение инвестировать в Севастополь и очень рекомендую прочесть этот текст внимательно, поскольку поразительно четко сконцентрирована прагматика процесса:

“Уважаемый Mr. Арабаджи,
Из вашего письма мы делаем вывод, что наиболее важные инвестиционные проекты для Севастополя следующие:
A: Международный аэропорт «Бельбек» ;
B: Паромный Терминал (Ro-Ro) между турецким портом Самсун и Севастополем;
C. Специализированные Комплексы Перевалки грузов на существующих причалах;
D. Контейнерный терминал на существующих причалах;
E. Виноградники, их реконструкция и внедрение современных технологий выращивания и сбора;
F. Строительство элитных гостиниц, супермаркетов и торогово-выставочных комплексов;
G. Использование комплексов бывших Военных промышленных предприятий для переориентации их на выпуск товаров и услуг;
H. Инвестиции для эффективного освоения земельных участков, прибрежной зоны и шельфа.

Мы имеем источники инвестиционного капитала, чтобы помочь Вам в освоении проектов A, B, C, D , поскольку имеем инвесторов в этих отраслях. Мы должны начать с того, что реально имеем возможность сделать.

Наиболее важным вопросом будет вопрос обеспечения гарантий.

Гарантией может быть, как Вы знаете, или сам объект инвестирования, если он находится в частной собственности (не в государственной), или финансовая гарантия в форме:
a) Гарантии первоклассного банка, входящего в список 50 известнейших банков;
б) любая другая гарантия, обеспечивающая кредитору возможность быстро получить обратно вложенные деньги, в случае невыполнения условий контракта;

Наши источники инвестиций находятся в Северной Америке, Европе , Азии и Латинской Америке.

Каждый из них имеет свои требования к пакету документов по инвестиционным проектам и к форме информации об этих проектах.
Какие пакеты документов вы имеете? Мы можем помочь Вам и вашей группе в разработке пакетев документов.

Наши условия следующие:

Подготовка документации инвестиционных пактов.
Ежемесячный гонорар 5000 долларов с оплатой авансом за 4 месяца и с предоплатой перелетов, отеля, других издержек визитов.

Мы необходимо полное сотрудничество с руководством предприятий, заинтересованных в реализации вышеперечисленных проектов, чтобы собрать всю необходимую информацию.

Мы предполагаем, что сможем завершить работу в течение 4 месяцев и 2 визитов в Sevastopol: один в начале работы и один в конце.

2. Привлечение Инвестиционного Капитала
Мы предполагаем работать с инвестиционными компаниями, которые не требуют предоплаты. Таких компаний у нас две. Их условия очень привлекательны. Тем не менее Вы должны знать, что все кредиторы требуют гонорар после того, как заем предварительно согласован.
Условия гонорара мы обсудим после того, как мы рассчитаем общую сумму инвестиций, на которую вы рассчитываете.
Мы рекомендуем рассматривать 4 вышеуказанных проекта, как 1 проект.
В случае, если Вы не найдете механизма гарантии, мы найдем другой инструмент гарантий для инвесторов, но стоимость таких инвестиций будет выше.
Один Из наших источников, например, при наличии гарантии первоклассного банка предложит 5% фиксированную процентную ставку с 2 летней отсрочкой; другой предложит 10 летнюю фиксированную ставку, что означает 1.85 - 2.50 плюс 10-летнюю ставку Казначейства US.
Но мы сможем предложить конкретные условия только после первого этапа работы.
Сердечный Привет
Искренне,
Giovanni Cozzone,
ГЛАВНЫЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ ДЕЛАМИ
4 00199, Roma»

Как Вы понимаете, городской бюджет Севастополя, составлявший в 2000 году всего-навсего 50 миллионов долларов, и несовершенное, не адаптированное к международным процессам украинское законодательство не давало возможности заключать контракты с оплатой в валюте за услуги зарубежных профи.

Инвесторы не любят, и даже боятся делать бизнес с государством или с муниципалитетом. А передавать в частные руки взлетную полосу, объекты портовой инфраструктуры, территории законодательство Украины запрещало.

В феврале 2002 года я впервые привлек к Севастополю внимание специалистов, разрабатывающих инвестиционные программы для известнейших европейских банков. Вот перевод их письма по итогам нашей переписки. Я также рекомендую прочесть внимательно тем, кто занимается или собирается заняться привлечением инвесторов в свой бизнес:

“Привет, Владимир,
Благодарю за исчерпывающий ответ и комментарии.
Еще раз напомню: иммидж Севастополя - в предоставлении инвесторам условий рентабельного бизнеса и в создании доверительных отношений. Не кичитесь тем, что у вас прекрасная природа, теплое море и много свободной земли. Всего этого – пока еще в избытке на нашей маленькой планете.

Концептуальные Понятия:

1. Целевая конкретная информация конкретному инвестору, желающему инвестировать. (Не общая туристическая брошюра о Севастополе, а конкретное, хотя бы краткое, описание инвестиционных проектов на чистом и родном для инвестора языке. Цель этого - заинтересовать инвестора в том, что он должен глубже изучить тему Севастополя, поскольку она привлекательна!

2. Максимальное использование Интернета, чтобы минимизировать стоимость рекламы и расширить доступ к ней.

3. Сайт должен быть на английском, французском, немецком, русском, турецком, испанском, итальянском.

4. Давай, идентифицируем, какая информация должна быть включена:
Комплекс портов,
Причалы;
Аэропорт;
Туризм;
Рыболовство;
Судоремонт и судостроение;
Использование корпусов и мощностей бывших военных заводов;
Налоговые льготы и инвестиционные законы Украины (Севастополя);
Конкретные севастопольские предприятия и собственники, заинтересованные в привлечении инвестиций;
Возможность использования оффшорных компаний для налогового планирования;

5. Теперь о возможностях.
Использование денег пенсионеров. Например, Costa Rica делает хороший рынок на отдыхе пенсионеров всего мира, которые имеют возможность проводить на отдыхе столько времени, сколько хотят, купить и владеть своим собственным летним домом, садом и т.п.. Есть профессионалы в этом бизнесе, Marriott – наиболее крупный, на которого мы можем рассчитывать, как на инвестора этого направления, включая финансирование строительства отелей и коттеджей для таких пенсионеров. Только моя информационная база на сегодняшний день содержит запросы на 150 миллионов долларов желающих иметь летние дома в зонах с вашим климатом, а мировая статистика дает 600.000 таких потенциальных клиентов в год. Это наиболее вероятное направление, которое может быстро привлечь инвестиционные деньги.

Но при этом НЕКОТОРЫЕ КОММЕНТАРИИ:

1. Рынок и цели: В конкуренции со всей Россией и Украиной, мы планируем вытолкнуть на Севастополь 200 миллионов долларов. Мы будем работать совместно с вами. Либо, мы делаем это сами (никаких проблем, кроме того, что второй вариант будет стоить вам дороже).

Я предлагаю: мы с вами должны конкретизировать проекты, которые начнем продвигать. Это требует моего присутствия в Севастополе в течение недели или около того с видеокамерой. Я планирую быть в Киеве в ближайшие месяцы. Могу ли я прилететь после Киева в Севастополь?

Владимир, вы загнали меня между молотом и наковальней, поскольку в предыдущей переписке вы четко отмели возможность предоплаты такого моего визита.

ОДНАКО:

a: мы не имеем достаточной информации по вашим потенциальным инвестиционным проектам;

b: Учитывая “а”, мы не можем достоверно оценить нашу реальную возможность привлечь за 3 года не менее 100 миллионов долларов в Севастополь, чтобы понять, что работа с вами и наши затраты до момента привлечения инвестиций в Севастополь будут для нас обоснованными и, в результате работы, мы получим прибыль.

c: Та же проблема с website: это не брошюра за 50 центов, а инвестиционная машина с проектами. С этой машиной нужно ежедневно работать, поддерживать, анализировать, переписываться, отметать мусор, выбирать и проращивать зерна.

Мы не отказываемся от варианта работы на конечный результат и оплаты по результату, но мы не печатаем, а зарабатываем деньги. ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ ВОПРОС – что делаете вы и, что делаем мы в этом сотрудничестве?

Было бы выгоднее для нас и дешевле для вас продавать (работать на поиск инвесторов) не только Севастополь, но и Крым в целом. Подумайте над такой возможностью.

2. Инвестиционная цель: Мы можем уверенно говорить о min. 100 миллионов долларов иностранных подписных инвестиций (с подписанными контрактами) в течение 4 лет. По факту – это может быть и должно быть больше.

Ниже – наше мнение по вашим проектам:

1. Привлечь инвесторов в севастопольские промышленные объекты (заводы), которые сейчас остановлены и которые должны быть перепрофилированы на продукцию, имеющую спрос – реальная задача.

2. Использование городских активов (земля, co-инвестиции, возможности портов – также реально, но мы совсем не знаем мощности, глубины, обеспечение безопасности мореплавания, суточную стоимость портовых сборов и другие важные детали. Абсолютно точно то, что, с учетом расположения Крыма в целом, и Севастополя, в частности, на створе международных транспортных коридоров, это - интересно для инвесторов.

Касательно рекламы. Если ты имеешь в виду газеты и журналы, то для твоей информации, полная страница в международной газете Herald Tribune стоит $ 125.000. Я не думаю, что это наиболее эффективное решение.
Наша работа должна давать конкретные предложения с экономическими обоснованиями, и эти предложения должны идти не на широкую публику, а непосредственно к заинтересованному инвестору, например:

Отель 5 звезд. Я привлек инвесторов в строительство 35 фешенебельных отелей во всех странах. Именно эта отрасль дала мне возможность выдвинуться на высокооплачиваемую должность Управляющего Директора по Международному Маркетингу. Это одно из сравнительно легких направлений: мы вводим надежный анализ и обосновываем, что строительство отеля в Севастополе имеет смысл. Это можно сделать просто.

Морские порты и использование причалов. Это также не сложно, но важный вопрос: вы хотите продать (передать в собственность) причалы или сдать их в долгосрочную аренду?

Туризм – наиболее простая и гарантированно прибыльная отрасль, и я уверен в том, что смогу обеспечить инвестиции в эту отрасль.

ЭТО – ТЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ПО КОТОРЫМ НАМ НУЖНО В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ДЕТАЛЬНО РАБОТАТЬ!!!

6. Для нас важно, чтобы в течение нашей совместной работы Севастополь представлял постоянный человек. Предполагаете ли Вы лично работать вице-мэром в течение следующих 3 лет? Сколько вице-мэров сменилось на этом посту за последние три года? Для нас - это вопрос стабильности отношений и ясности в период нашего сотрудничества.

7. По поводу сайта www.se...l.com. и отсутствия у его собственника денег на дальнейшую разработку сайта и его поддержку. Мы связались с ним и предложили купить этот сайт. Его ответ нам следующий:
“Какую цену вы предлагаете? Сайт не дешево стоит, пожалуйста, только серьезные предложения. С наилучшими пожеланиями, Сергей».
Откровенно говоря, его сайт - неплохой формат. Сергей - действительно хороший специалист и хорошо знает интернет, мы могли бы подучить его тому, чего он не знает и что явилось причиной того, что он при своих технических знаниях практически является нищим. Он не знает иностранных языков и строптив, что делает его возможность работать с нами и зарабатывать деньги- мало вероятной. Все же мы предложили ему сотрудничество.

В данном вопросе надо определиться:

1. Кто будет собственником сайта? Очевидно, Севастопольская Мэрия? Если – да, то при успешной моей работе по привлечению инвестиций в Севастополь, при отсутствии моего контроля над сайтом и перепиской по его информации, владелец сайта будет влиять на процесс переговоров с инвесторами и своей неопытностью в переговорах с инвесторами может упустить цену инвестиционных денег (допустить демпинг). Мы можем предложить ему 500 тысяч – 1млн долларов за имя сайта плюс оплату его работы за сопровождение сайта на постоянной основе. После покупки сайта, мы с уверенностью займемся инвестиционной рекламой на нем. Но, между нами говоря, я мог бы дать за этот сайт до 5000 долларов, поскольку этот сайт сделает деньги достаточно быстро.

2. Таким образом, поговори с Евгением, согласен ли он продать? Если он не продаст, то для того, чтобы контролировать сайт, мы предложим ему условия контракта, по которым он не сможет без нашего разрешения работать с инвесторами, чтобы не навредить делу из-за его неопытности.

3. Сайт находится у провайдера MTW.ru. Мы проверим нет ли проблем в доступе к этому провайдеру, поскольку несколько наших е-майл вернулось обратно. Это не будет проблемой, мы просто переведем сайт к надежному провайдеру.

Все остальное – за нами: мы набьем сайт инвестиционными предложениями и сделаем чистый отличный перевод на 6 языков!

8. Если Севастопольский годовой бюджет на 2003 год составляет 55.000.000 долларов, это очень печально. Я мог бы купить ваш город и иметь ваши проблемы!

НО меня интересует, какую часть этого бюджета вы готовы потратить на цели привлечения инвестиций? Надо бы понять и определить, увидев Севастополь и его объекты, какую сумму надо потратить, чтобы достичь цели и чтобы привлечь инвестиционные деньги. Буду это делать я или будете это делать вы сами, надо знать эту сумму. Пока Я – только ваш бесплатный консультант, несколько похожий на священника, который зарабатывает своей репутацией и благоразумием, и считает это дело очень серьезным.
Если серьезно, то для эффективной работы вам необходимо предусмотреть 2.5 % , а по минимуму 0.5 % городского бюджета для программы привлечения инвестиций в город и маркетинга в этой области!

9. Вы правы. Нужно создавать иммидж Севастополя, как ‘MONACO ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ’ - (Monaco Черного Моря). Это просто и приятно для восприятия европейцев и очень удобно с точки зрения создания брэнда.

10. По поводу того, что вы не можете оплатить мой прилет к вам, а можете оплатить отель в Севастополе, питание и машину. Ваша щедрость - несказанно велика! Ее превосходят только сложность и наши затраты в предстоящей в Севастополе работе!

Да, очевидно мне нужно увидеть собственными глазами детали. Это - действительно важно, поскольку вы никогда не расскажете мне больше, чем мои глаза могут увидеть. Кроме того, мы должны обсудить лично многие параметры. Именно поэтому я предложил встретиться.
По поводу приглашения для меня чтобы сделать визу в Украину. У нас есть офисы во всей Европе, для меня не представляет сложности ни приглашение ни виза. Я планирую быть в Копенгагене на следующей неделе, потом в Лондоне, и в Киеве в марте - апреле.

11. Владимир, по поводу того, что ты и твой мэр затратили много времени с Председателем городского парламента и Председателем городской Налоговой администрации на то, чтобы они совместно подписали “Севастопольскую Декларацию Прав Инвесторов”. Передай мои комплименты этим господам! Но мы не совсем готовы помешать им в их настойчивой работе по защите Севастополя от инвестиций, поскольку нужны все те же детали и нужно увидеть ваш город.

В жизни очень много пены и пустых звуков. Мне надо убедиться в том, что если я начну работать с вами, то через 4 - 24 месяца моя компания начнет получать прибыль с того, что инвестиции к вам реально пойдут. И эти инвестиции в Севастополь покроют процентами нашей комиссии (3,5%-0,5%) наши расходы, которые мы будем нести в течение 3 лет.

Мы предполагаем, что выбранные инвестиционные проекты приведут в Севастополь свыше 100 миллионов долларов в подписанных контрактах за 3 или чуть более лет, при политической устойчивости.

Мы, таким образом, должны определить количество этих проектов и какие конкретно берем на себя. Это займет у меня неделю.
Жду ваших размышлений по вышеизложенному.
С уважением,
GEIC”

Это было сказано восемь лет назад! Но и сегодня мышление севастопольских властей в сфере отношений с инвесторами почти не изменилось. Их представление о реализации инвестиционных проектов не стыкуется с правилами игры на мировом рынке инвестиций!

Прочтя это письмо, я понял, что привлечь западных инвесторов, в т.ч. и на строительство аэропорта «Бельбек», в условиях украинского законодательства и при нашем менталитете – не возможно.

И мы снова вернулись к переговорам с Россией, в частности, с Московским Правительством и предложили ему следующие условия по инвестпроекту «Создание грузопассажирского комплекса международного класса на базе «Бельбек»:

Общая сумма финансирования: 57 млн. долларов.
1 этап: строительство и оборудование таможенно – пограничного пропускного пункта – 1 млн. долларов.
2 этап: создание грузового терминала, инженерных коммуникаций, средства управления и связи и др. – 24 млн. долларов.
3 этап: строительство пассажирского аэровокзала на 1000 пассажиров, создание служб аэропорта, транспортное обеспечение, гостиничное хозяйство и др. – 32 млн. долларов.
Срок реализации проекта: 5 лет.
Уставный капитал АО – 1 млн. долларов.
Предложения правительству Москвы: войти в состав АО с долей в уставном фонде 26%.

Ответа от Мэра Москвы Юрия Лужкова тогда мы так и не получили.
В 2004 году после длительных переговоров с «Лукойлом» были подготовлены два Соглашения о сотрудничестве в строительстве международного аэропорта, которые были «похоронены» украинским законодательством руками начальника юридического отдела Севастопольской мэрии.

Вот его служебная записка на мое имя:

Заместителю председателя Севастопольской городской государственной администрации
Арабаджи В.И.

Уважаемый Владимир Ильич,

Оба варианта текста Соглашения не могут быть подписаны, поскольку обязательства СГГА полностью подпадают под статью о коррупции.
СГГА не может «поддердживать предложения» Лукойла, «содействовать в предоставлении земли», «предоставлять режим наибольшего благоприятствования», «поручать управлениям Администрации готовить документы о передаче права пользования землей», а тем более, «ходатайствовать о выделении земельных участков Лукойлу».
Кроме того, мы не имеем права готовить договора с Коммунальным предприятием «Аэропорт «Севастополь». Любые ссылки на нашу ответственность по такому договору приведут косвенно к гарании Севастопольской администрации за действия КП «Аэропорт «Севастополь», что не допустимо.

По украинскому законодательству администрации, в т.ч. и Севастопольская, не являются хозяйствующими субъектами и не имеют права заключать договора (соглашения) такого рода.

Возможно только подписать Протокол о намерениях.

С уважением,
Начальник юротдела Л. В. Глушакова

После чего, вся конкретика из Соглашения была исключена, а подписали вот такой беззубый протокол, который, естественно, не дал реальных результатов:

ПРОТОКОЛ
намерений о сотрудничестве

10 ноября 2004 г.
г. Севастополь

Севастопольская городская государственная Администрация в лице Председателя Жунько Леонида Михайловича, действующего на основании Закона Украины «О местных Администрациях», с одной стороны и ПИИ «ЛУКОЙЛ - УКРАИНА» в лице Генерального директора Чёрного Николая Тимофеевича, действующего на основании Устава, с другой стороны, вместе именуемые в дальнейшем «Сторонами», стремясь к развитию всестороннего взаимовыгодного сотрудничества подписали настоящий протокол о нижеследующем:

Статья 1.
Стороны выражают стремление к установлению взаимовыгодного сотрудничества в вопросах экономического и проектного развития инфраструктуры города и предприятий ПИИ «ЛУКОЙЛ -УКРАИНА», размещённых на территории города.

Статья 2.
Для реализации своих намерений стороны предполагают осуществлять сотрудничество по следующим направлениям:

1. Строительство топливо – заправочного комплекса для аэропорта «Севастополь» в соответствии с Генеральным планом города Севастополя и Генеральным планом аэропорта «Севастополь», с учётом развития аэропорта.

2. Освоение земельных участков за счет ПИИ «ЛУКОЙЛ - УКРАИНА» или совместно, в соответствии с генеральным планом города Севастополя.

Статья 3.
Севастопольская городская Государственная Администрация рассмотрит заявки ПИИ «ЛУКОЙЛ-УКРАИНА» о выделении земельных участков, зданий, сооружений для успешной реализации подготовленных комиссией, созданной в соответствии со статьей 5 настоящего Протокола, условий.

Статья 4.
ПИИ «ЛУКОЙЛ-УКРАИНА» на основании отдельного договора, за счёт собственных средств осуществляет комплексное проектирование и строительство, а в дальнейшем, обеспечение и обслуживание топливо – заправочного комплекса аэропорта «Севастополь», в соответствии с общепринятыми европейскими и мировыми стандартами.

ПИИ «ЛУКОЙЛ-УКРАИНА» на основании отдельных договоров, за счёт собственных средств осуществляет комплексное проектирование, освоение и строительство объектов на выделенных в соответствии с действующим законодательством Украины участках земли, на основе европейских стандартов и условий генерального плана города Севастополя.

Статья 5.
С целью определения конкретных условий будущего сотрудничества стороны создают рабочую группу.

За Севастопольскую городскую
государственную администрацию
Жунько Л.М.
За ПИИ «ЛУКОЙЛ - УКРАИНА»
Чёрный Н.Т.

Правда, в 2005 году «Лукойл» продолжал проявлять повышенный интерес к строительству международного аэропорта «Бельбек». Но нас беспокоило то, что работать предлагалось через оффшорные компании и с обязательным условием государственной гарантии с нашей стороны. Мы понимали, что Государственная гарантия сама по себе является ценной бумагой, под которую западные банки готовы давать кредиты под умеренные проценты, и посредник «Лукойла» вполне мог заработать на этом солидные деньги еще до начала строительства аэропорта, что могло значительно увеличить наши финансовые обязательства.

Вот перевод коммерческого предложения этой оффшорной компании:

ГРАТТАН ИНВЕСТМЕНТС ИНК. ЛИМИТЕД
11 февраля 2005 года

Иванову С.А.
Председателю Севастопольской
Горгосадминистрации

Касательно развития городского международного аэропорта

Уважаемый Сергей Анатольевич,

Настоящим подтверждаем, что совместно с нашими партнерами - компаниями «Деламор и Оил Груп», «Минстер Ассит Файнэнс» и «Гисбекс Клиаринг Инк» мы заинтересованы в организации финансирования развития международного Аэропорта в Севастополе в соответствии с проектной документацией до 200 миллионов долларов США.

В случае Вашей заинтересованности в последующих переговорах с нами, пожалуйста, подтвердите возможность получения государственной гарантии, как поручительства в обеспечение займа.

По получению Вашего подтверждения, мы предложим процедурные документы Вашему вниманию для оформления займа.

Мы ожидаем Вашего решения. В случае необходимости, обращайтесь к нам через наш Московский офис по телефону и факсу.

С наилучшими пожеланиями и уважением,

По поручению и от имени
«Граттан Инвестментс инк. Лимитед»
Алок Басудев

Тогда мне удалось убедить Мэра Севастополя не соглашаться на эти условия. Вот выдержки из моей докладной председателю Горадминистрации С. Иванову по поводу этого предложения:

«…Надо уйти от госгарантии. Не брать кредит, а участвовать своими активами в совместном предприятии: 85 га земли ГКП «Аэропорт Севастополь» -это 4000$х85х100=34.000.000$ + взлетная полоса 100.000.000$. Итого 134.000.000$. По расчетам Минтранса стоимость строительства аэропорта - 100.000.000$. Таким образом мы можем предложить инвестору для его уверенности в наших благих намерениях 51% в СП «Аэропорт» (контрольный пакет)».

Компания отказалась от таких условий, но в 2006 году снова через директора коммунального предприятия «Аэропорт «Севастополь» обратилась в Севастопольский Горсовет. После нашего запроса (привожу его ниже) «Граттан Инвестментс инк. Лимитед» больше не появлялась в Севастополе, а документы, естественно, не предоставила:

«Граттан Инвестментс инк. Лимитед»
Алоку Басудеву

Севастопольский Городской Совет рассмотрел Ваше письмо от 07.08.2006 г. об участии компании “Grattan Investments Inc. Limited” в строительстве аэропорта «Бельбек».

Подготовка решения по Вашему предложению поручена Постоянной Комиссии Горсовета по городским ресурсам, инвестиционному развитию города и регуляторной политике.

Для принятия решения о привлечении инвестора и о форме предприятия с участием коммунального предприятия «Аэропорт «Севастополь» и инвестора, просим представить финансовый отчет Вашей компании за прошлый год, баланс за первое полугодие текущего года и справку о доходах “Grattan Investments Inc. Limited”.

С уважением,
председатель комиссии В. Арабаджи


В 2007 году на должность директора Коммунального предприятия «Аэропорт «Севастополь» был назначен С.Г. Скурский, который много рассказывал о своих связях в Киеве и пересыпал эти рассказы цифрами в сотни миллионов долларов, готовых влиться в Севастопольский аэропорт.

Последнее письмо, которое я написал в октябре 2008 года тогдашнему Мэру Севастополя Сергею Куницыну было следующее:

«Касательно строительства коммунального аэропорта.
Тема строительства международного аэропорта «Бельбек» не нова и заслуживает внимания. Однако, в письме директора коммунального предприятия «Аэропорт «Бельбек» не представлены источники финансирования и, на мой взгляд, слишком завышена доходность аэропорта, особенно, если учитывать практику ООО «Аэропорт «Бельбек».

Но и это – не главное. В первую очередь, необходимо провести переговоры с известными операторами аэропортов, которые смогут обеспечить пассажиро- и грузопотоки через аэропорт «Севастополь», т.е. обеспечить его рентабельную работу. Инвесторы будут участвовать в финансировании проекта, только в случае, если его рентабельность гарантируется солидным оператором.

К сожалению, в Украине пока отсутствуют системные национальные операторы аэропортов.

В Европе, например, крупнейший оператор французской сети аэропортов «Аэропор де Пари» сегодня оказывает консалтинговые и инженерные услуги в десятках стран мира. Британская British Airports Authority (BAA) – один из крупнейших в мире оператор аэропортов, владеет и управляет семью аэропортами в Великобритании, включая лондонские Хитроу, Гэтвик и Стэнстед, ей принадлежат доли в шести аэропортах Австралии, аэропортах Неаполя и Будапешта.

Другим крупнейшим оператором является ACI Global, штаб-квартира которой расположена в Женеве. Этот оператор представляет через свои региональные отделения интересы более 1500 аэропортов в 170 странах мира. Все региональные организации ACI Global являются независимыми организациями с собственными советами директоров. ACI Global является правопреемником Международного совета аэропортовых операторов (AOCI), Ассоциации аэропортов западной Европы (WEAA), Международной ассоциации гражданских аэропортов (ICAA), и Координационного совета аэропортовых ассоциаций (AACC).

Считаю целесообразным, в первую очередь, провести переговоры с вышеуказанными компаниями, определить оператора будущего аэропорта «Севастополь», подписать с ним контракт об условиях долгосрочного сотрудничества с указанием долей участия, как в затратах, так и в распределении прибыли.

С уважением,
Директор Таврического
регионального центра В. Арабаджи

Вскоре После этого письма я напрочь поссорился с председателем Севастопольского городского Совета Валерием Саратовым и отошел от дел в Горсовете. И сейчас считаю, что Валерий Саратов не выдержал испытания властью, не эффективно руководит Севастополем и должен быть отстранен от работы.

Однако тему аэропорта пришлось вспомнить в августе с.г., когда было опубликовано Поручение Президента Украины по итогам его рабочего совещания в Крыму.

В Поручении Президента было записано: «Премьер-министру Н. Азарову – с целью увеличения пассажиропотока и качества услуг, отработать вопрос реконструкции аэропортов Автономной Республики Крым» (?!).

Почему только Автономной республики Крым? Почему не «реконструкции и строительства аэропортов в Крыму»? Два слова изменено, а смысл – абсолютно другой, и Севастополь, как самостоятельная, независимая от Автономной республики Крым административная единица, не остался за бортом правительственного внимания.

Поразительно то, что Валерий Саратов присутствовал на этом совещании, видел проект Поручения и промолчал. Очевидно, не хватило мужества поднять руку и внести поправку по Севастополю.

Последняя информация о состоянии дел в строительстве международного аэропорта «Бельбек», которую я имею, такова: как оказалось, земельные участки вокруг аэродрома «Бельбек» уже розданы Севастопольским Горсоветом под жилищные, дачные и садовые кооперативы и строить аэропорт уже негде.

А «Shanti Capital Ltd.», о которой в последнее время пишут Севастопольские газеты, как об инвесторе аэропорта, при проверке оказалась обычной оффшорной компанией, зарегистрированной в конце 2008 года в Великобритании и не имеющей ни финансовой истории, ни Goodwill.

Возможно это очередная афера, связанная с легализацией ранее отмытых криминальных денег.

Так нужен международный аэропорт в Севастополе или не нужен?
Давайте проанализируем.

Симферопольский аэропорт принимает и отправляет в летний сезон в среднем по 36 – 38 рейсов в сутки. Сюда входят и местные и международные линии. Аэропорт сегодня обслуживает весь полуостров, включая Севастополь.

Есть ли у Симферополя техническая возможность обрабатывать больше рейсов? Конечно, есть. Но авиакомпании не увеличивают количество рейсов: больше не нужно.

Для сравнения, возьмем маленькую турецкую Анталию. Ее аэропорт ежедневно обрабатывает более 160 рейсов в два конца (прилет – отлет), из них 126 – международных и 40 – местные авиалинии.

А теперь – самое интересное:

Кто принимает пассажиров в Анталии?

А принимают пассажиров в Анталии 46 гостиниц от двух до трех звезд и 54 отеля четырех-, а в основном – пятизвездочных до 700 комфортабельных номеров каждый и площадью до 40.000 квадратных метров, с бассейнами, СПА, ресторанами, конференц-залами, элитными пляжами и прочей инфраструктурой.

Какова продолжительность туристического сезона в Анталии?

Семь месяцев на пляжах плюс дешевые конференц-туры зимой.

А кто же принимает пассажиров в Крыму?

На весь полуостров, включая Севастополь, всего 78 гостиниц, подавляющая часть которых даже не указывает свой звездный стандарт в собственной рекламе. Почти никто не дотягивает до двух звезд! Маленькие, неуютные, с количеством номеров от шести до сотни.

Наша севастопольская гостиница «Украина», которая считается одной из лучших в городе, имеет три звезды и 58 номеров. О бассейнах, СПА, собственном пляже и прочих приятностях – даже не вспоминайте!

А какова продолжительность туристического сезона в Крыму?
С натяжкой – четыре месяца.

Теперь ответьте сами на вопрос:

«Найдется ли реальный инвестор, который уже сегодня готов вкладывать десятки миллионов кредитных долларов в международный аэропорт в Севастополе, а потом десятилетиями, жестоко конкурируя с симферопольским аэропортом, ожидать достаточного для отработки кредита пассажиропотока?

Будет ли он ждать, пока в Крыму построят сотню пятизвездочных отелей, очистные сооружения для канализационных стоков, качественные дороги, благоустроенные пляжи?

Даже, если такой инвестор - мазохист и найдется, то его Банк, рассчитав риски, откажет ему в деньгах.

Вот поэтому, вокруг темы Севастопольского аэропорта крутятся «инвесторы» подобные “Grattan Investments Inc. Limited” или «Shanti Capital Ltd.».

В их планах, наверняка, отсутствует цель строительства аэропорта, их привлекают 80 гектаров земли, расположенные на побережье.
А что там будет построено – поживем, увидим.

К тому времени и взлетную полосу подмоет море, которое неизбежно подбирается, разрушая глинянные обрывы берега, и либо Шах умрет, либо ишак сдохнет.

Еще раз с сожалением повторю фразу из ранее приведенного письма эксперта банка «Париба», написанного еще в 2002 году:

«Владимир, в жизни очень много пены и пустых звуков! Передай мои комплименты руководителям Севастополя! Но мы не совсем готовы помешать им в их настойчивой работе по защите Севастополя от инвестиций!»

Джерело Новый Севастополь   Автор: Владимир Арабаджи