5 октября в Хозсуде Киеве возобновились слушания по данному делу после того, как суд получил результаты экспертизы, проведенной Киевским научно-исследовательским институтом судебных экспертиз (КНИИСЭ). Однако Межгосударственный авиационный комитет (МАК) завершил расследование причин катастрофы Ту-154 еще в 2004 г.
А.Павленко, отвечая на вопрос о результатах этого исследования, отметила: "МАК до мельчайших деталей просчитал точку запуска ракеты и траекторию ее полета. Было точно установлено, что пуск был произведен из района Феодосии, где и происходили учения. У Министерства обороны возник вопрос: не могло ли случиться, что ракета была выпущена с территории какого-нибудь другого государства, однако есть данные, свидетельствующие о том, что ракета могла быть только украинской", сказала она.
Она также отметила, что были проанализированы обломки сбитого самолета. "99% из них имеют входные отверстия, проделанные поражающими элементами боевой части ракеты - мы их называем шариками,- попавшими в самолет извне. 1% обломков пробиты изнутри. За это и пытаются зацепиться представители Минобороны. В МАК нам посоветовали просто сравнить количество отверстий в том и другом направлениях, ведь 1% мог свидетельствовать, например, о рикошете либо о том, что какой-нибудь из шариков пробил корпус самолета насквозь", - сказала она.
А.Павленко отметила, что Украина обязана придерживаться выводов МАК, поскольку Украина подписала соглашение "О гражданской авиации и об использовании воздушного пространства". "МАК является исполнительным органом 12 государств бывшего СССР по делегированным функциям использования гражданской авиации и воздушного пространства. Участники соглашения автоматически признают, что не имеют возможности проводить расследования авиакатастроф, и полностью полагаются на заключения комитета", - сказала она.
Она также отметила, что ее клиент готов поставить точку в этом деле, если ему хотя бы возместят стоимость потерянного самолета. "Мы готовы отказаться от возмещения морального ущерба, стоимости страховых сумм и потерянной выгоды, которых требовали ранее, потому что есть элементарная усталость от процесса. К тому же деньги обесцениваются, и 6,5 млн долл. сейчас - это не 6,5 млн долл. в 2001 г. ... С предложением заключить мировое соглашение мы обратились не только в Минобороны, но и к Президенту Виктору Януковичу и в Кабинет министров. Ответа пока нет, и представители Минобороны на суде твердо заявляют, что мирового соглашения не будет, хотя у них даже нет полномочий его заключать", - сказала она.
Напомним, катастрофа самолета Ту-154 российской авиакомпании "Сибирь", следовавшего из Тель-Авива в Новосибирск, произошла над Черным морем 4 октября 2001 года. Согласно выводам Международного авиационного комитета, лайнер был сбит украинской ракетой, выпущенной из зенитно-ракетного комплекса С-200 во время учений. Погибли 78 человек: 51 гражданин Израиля и 27 граждан России. В октябре 2004 года Генпрокуратура Украины закрыла уголовное дело в связи с отсутствием состава преступления в действиях чиновников Минобороны. По версии следствия, к катастрофе привело роковое стечение обстоятельств.
На протяжении 2003-2005 гг. украинское правительство выплатило 15,6 млн долл. компенсации родственникам погибших.
В 2004 г. авиакомпания "Сибирь" подала иск в Хозяйственный суд Киева к Минобороны и Госказначейству Украины с требованием выплатить 15 млн долл. ущерба за сбитый самолет. Слушания продолжаются до сих пор.