Впервые в небо Ан-71 поднялся 12 июля 1985 года. Тогда это была новейшая военная разработка - самолет дальнего радиолокационного слежения и наведения. Многие внедренные в проекте новации остаются секретными до сих пор. Но в серийный выпуск эта крылатая машина так и не попала. Программу по ее созданию свернули накануне распада Советского Союза.
У проходной завода Антонова разобранный Ан-71 в последний путь провожает его создатель. Александр Науменко в восьмидесятых руководил группой конструкторов, создававшей этот самолет.
Александр Науменко, главный конструктор Ан-71:
- Я не прощаюсь. Он из одного угла большого здания нашей авиации переезжает в другой угол. И я думаю, что там ему тоже будет хорошо.
Александр Науменко считает, что Ан-71 и сегодня мог бы служить в вооруженных силах Украины. По его мнению, самолет идеально справился бы с охраной государственной границы и пользовался бы спросом за рубежом. Но теперь конструктор мечтает создать новую модель.
Александр Науменко, главный конструктор Ан-71:
- Если будем делать, будем делать на современном уровне. Его уже можно сделать лучше.
Путь самолета от завода до музея занял более трех часов. В разобранном виде Ан-71 везли четыре грузовика. Самая длинная часть - тридцатиметровое крыло. Представители компании-перевозчика говорят, что такие сложные задачи им выполнять приходится нечасто.
Дмитрий Штыплик, механик компании-перевозчика:
- Дороги не совсем предназначены для таких перевозок. Очень узкие дорожные сети, и поэтому сложности были, конечно. Самый сложный участок удался, конечно же, вначале - при выезде с самого завода Антонова.
На музейной площадке Ан-71 встретили уже поздней ночью. Директор музея говорит: приобретение этого самолета символично. В нынешнем году конструкторское бюро Антонова и Министерство образования договорились создать самую крупную в мире коллекцию "антоновских" творений.
Юрий Зиатдинов, директор Государственного музея авиации:
- Начиная с 2007-го года мы вели очень крупные переговоры с АНТК "Антонов". И вот решением Минпромполитики и Минобразования, совместным решением, такой старт дан. И знаком является, что такой самолет как Ан-71 появляется у нас в коллекции.
Следующими приобретениями музея должны стать Ан-28 и Ан-12. Двадцать восьмой привезут из Гостомеля. Но после сегодняшней транспортировки Ан-71 руководство музея говорит, что расстояние - не помеха.
Евгений Кожирнов, корреспондент:
- В своей "новой жизни" бывший экспериментальный самолет станет восьмидесятым по счету экспонатом государственного музея авиации Украины. Его соберут уже к началу зимы, но для посетителей откроют только в следующем году.
Евгений Кожирнов, Александр Пономарев, "Подробности", телеканал "Интер"