Газете "Коммерсант" удалось ознакомиться с отчетами крупнейших украинских авиакомпаний об объемах пассажирских перевозок за девять месяцев текущего года. Лидеры рынка – "Международные авиалинии Украины" (МАУ) и "АэроСвит" – значительно улучшили свои показатели. Но если МАУ это удалось в основном благодаря чартерным рейсам, то "АэроСвиту" – за счет роста регулярных перевозок.
По данным Госавиаадминистрации, украинские авиакомпании за девять месяцев перевезли 4,69 млн человек – на 15,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года. "АэроСвит" перевез 1,12 млн пассажиров (международные регулярные рейсы) – на 30% больше, сообщили Ъ в пресс-службе перевозчика; Donbassaero – 98 тыс. пассажиров (международные регулярные рейсы). Отметим, 2009 год "АэроСвит" закончил гораздо хуже, чем его ближайший конкурент – "Международные авиалинии Украины", сократившие пассажироперевозки всего на 7,6%, тогда как "АэроСвит" потерял 44,8% своих клиентов при общем падении украинского рынка на 16,99%.
В "АэроСвите" говорят, что значительное увеличение пассажиропотока в этом году произошло за счет реализации новой стратегии – модели сетевого построения авиационного бизнеса. "Мы сбалансированно и разновекторно (восток и запад, север и юг, юго-восток, северо-запад и т. д.) развиваем свою маршрутную сеть для создания максимального количества стыковок в базовом аэропорту",– сообщил помощник генерального директора "АэроСвита" по связям с общественностью Сергей Куцый. По его словам, для этого компания сократила чартерные перевозки и увеличила количество региональных, открыв 16 новых рейсов и повысив интенсивность полетов на существующих маршрутах.
Крупнейшая по итогам прошлого года авиакомпания МАУ данные за девять месяцев еще не публиковала. Пресс-служба МАУ в пятницу не смогла предоставить Ъ статистику компании. Но источники Ъ, близкие к авиакомпании, а также представители Госавиаадминистрации сообщили, что, по предварительным данным, МАУ перевезли 1,37 млн человек – примерно на 12% больше, чем годом ранее (1,22 млн человек). В этом году авиакомпания также изменила модель работы на рынке, существенно увеличив чартерные перевозки. За девять месяцев они составили 635,3 тыс. пассажиров (+16%) – это почти половина всех международных перевозок МАУ. "Чартеры в этом году у нас действительно выросли – мы начали осуществлять такие рейсы из многих городов Украины, например, из Симферополя, Харькова, Донецка, Днепропетровска и Одессы",– рассказала пресс-секретарь МАУ Евгения Сацкая. По ее словам, в докризисный период такого спроса со стороны местных туроператоров не было, но сейчас пассажиры не хотят летать на отдых с пересадками в Киеве.
Таким образом, по количеству пассажиров на международных регулярных рейсах "АэроСвит" существенно опережает МАУ – его доля рынка, по данным участников, за девять месяцев составила 23,6%, доля МАУ – 13,5%. По общему количеству пассажиров лидирует МАУ (по итогам I полугодия) – 30% рынка, у "АэроСвита" – 23%. "Объем регулярных перевозок у нас не падал. Но успешный летний сезон не смог перекрыть отставание в I квартале, когда пассажиропоток оставался на уровне 2009 года",– отметила госпожа Сацкая.
Третья и четвертая по объемам перевозок авиакомпании "Днеправиа" и Windrose в этом году укрепили свои позиции на внутреннем и чартерном рынках соответственно. Так, "Днеправиа" за девять месяцев перевезла 592,3 тыс. пассажиров (+20,4%). Из них количество пассажиров на рейсах внутри страны увеличилось на 71% – до 364,5 тыс. Windrose за январь-сентябрь обслужила 434 тыс. человек (+45%), из которых 375,4 тыс. – чартерными рейсами (+47,5%). "У чартерных линий более прогнозируемая экономика в период кризиса",– отмечают в Windrose.
По мнению генерального менеджера Amadeus в Украине Алексея Муровцева, авиационный рынок страны в этом году восстанавливается. "Для большинства крупных авиакомпаний текущий год удачный. По его итогам показатель роста по отрасли составит не менее 15%. Если такие же темпы сохранятся в 2011 году, рынок сможет выйти на докризисные показатели",– рассказал господин Муровцев. В МАУ полагают, что пикового уровня перевозок 2008 года отрасль достигнет не ранее чем через 3-4 года.