08.11.10 

Авиастроительный концерн «Антонов» сливается по схеме: 50% в доле и россияне во главе.

У российской корпорации «Иркут» сорвался крупный контракт на поставку двадцати самолетов Ан-148 в Венесуэлу. Министерство обороны латиноамериканской республики огласило победителем тендера китайский турбовинтовой самолет МА-60, который является непосредственным аналогом нашего лайнера «Ан». Эта неприятная для украинских и российских авиастроителей новость пришла как раз накануне подписания документов о слиянии авиапромов двух стран. Российская «Объединенная авиастроительная компания» (ОАК) совместно с украинской компанией «Антонов» создали совместное предприятие по продаже и обслуживанию самолетов марки «Ан», а также комплектующих к ним.

Именно «страны третьего мира» должны стать основным рынком сбыта для новосозданной компании, а китайцы — ее главными конкурентами. Российская сторона надеется, что подписанные соглашения — это лишь первый шаг на пути полной интеграции авиапромов обеих стран. Украинское же правительство в этой ситуации напоминает пассажира поезда, который понимает, что нужно будет соскакивать, но сделать это пугает слишком высокая скорость движения.

Структура собственности

Заветная мечта генерального директора «Мотор Сичи» Вячеслава Богуслаева об объединении авиапромышленных мощностей Украины и России сбывается. Статут совместного украинско-российского предприятия «ОАК-Антонов», по словам главы правления «Антонова» Дмитрия Кивы, предусматривает равное участие сторон. Совет директоров будет состоять из 12 человек, по шесть от каждой из сторон. Но кандидата на пост генерального директора на первые два года предложит ОАК, тогда как «Антонов» будет довольствоваться первым заместителем.

СП «Антонова» и ОАК предусматривает равное участие сторон — 50 на 50 — и не предполагает передачи активов или прав интеллектуальной собственности

План слияния предусматривает выкуп ГП «Антонов» у ОАК 50% акций компании «ОАК — гражданские самолеты» за 3,16 млн. грн. Следовательно, считает аналитик ИГ «Сократ» Константин Меселевский, стоимость всех акций составит 6,32 млн. грн. «Цена данной сделки продиктована скорее политическими, нежели рыночными факторами и не отражает реальной стоимости компании. О рыночной капитализации и вовсе говорить неуместно, поскольку свободного обращения акций на рынке не будет», — говорит он. Эксперты полагают, что единая компания может быть создана до конца текущего года, а эффект от ее деятельности будет заметен уже в первом квартале 2011-го.Изначально речь шла о полном слиянии «Антонова» с ОАК, но пока этого не произошло. Однако даже в таких условиях существует вероятность, что россияне, использовав свои лоббистские возможности, смогут получить доступ к украинским авиастроительным технологиям, при этом не потратив ни копейки. Ведь долю в ОАК выкупает именно «Антонов».


Логика действий украинского правительства объясняется необходимостью поиска крупных рынков сбыта и привлечения инвесторов с большими финансовыми возможностями. Константин Меселевский отметил, что создание СП будет выгодно для ГП «Антонов» ввиду эффекта синергии, который выразится в снижении затрат на комплектующие, росте портфеля заказов, понижении затрат на обслуживание и легком доступе к финансированию. В то же время в ИГ «Сократ» считают утечку технологий в работе данного предприятия неизбежной ввиду технических особенностей сотрудничества.

Второй момент — это крупные российские кредиты, которые может получить украинский авиастроительный концерн после создания СП. С одной стороны, деньги нужны, но учитывая традиционную иррациональную убыточность отечественного госпредприятия, возникает высокий риск попадания актива в долговую яму к российским банкам. И полное поглощение концерна через год-два может быть уже продиктовано именно этим фактором. Предоставить кредит в размере $400 млн. уже поспешил Внешэкономбанк.

Пока россияне переживают неудачу в Венесуэле, «Антонов» может досадовать на американцев. Военно-воздушные силы США недавно отказались принять заявку украинских авиастроителей, поскольку она пришла на пять минут позже установленного срока. Может действительно стоит поучиться у россиян тайм-менеджменту, и создание СП этому поможет? Хотя не исключено, что «пять минут» — это повод, а не причина.

Джерело Инвестгазета   Автор: Игорь Гошовский