Принятие Евросоюзом директивы 2008/101/ЕС об ограничении выбросов парниковых газов при авиационных перевозках может обойтись отечественным авиаперевозчикам в сумму около 35 миллионов евро ежегодно, заявил первый заместитель председателя Национального агентства экологических инвестиций Иван Варга.
"Этой директивой авиационные перевозки были включены в европейскую схему торговли выбросами. Знаковым является то, что под действие законодательства ЕС попали субъекты, не находящиеся под юрисдикцией стран — членов Евросоюза, в частности украинские авиакомпании, — заявил чиновник. — При этом плата за выбросы будет взиматься в одностороннем порядке с самолетов, которые приземляются и взлетают на территории ЕС, независимо от страны регистрации судна".
При этом он подчеркнул, что реализация данной директивы может привести к значительным финансовым потерям украинских авиаперевозчиков.
"Пассивность Украины в этом вопросе может обойтись отечественным авиаперевозчикам в сумму около 35 млн. евро в год, которые будут перечисляться в бюджеты стран — членов ЕС. Поэтому Украине необходимо разработать пакет адекватных и приемлемых мер, направленных на национальное регулирование выбросов парниковых газов при авиационных перевозках, который позволит вывести из-под действия директивы ЕС 2008/101/ЕС украинских авиаперевозчиков или хотя бы смягчить ее действие", — заявил Варга.
Чиновник также предположил, что директива ЕС — это только начало "углеродного протекционизма" в международной торговле.
"Отмечу также, что авиация в этом вопросе стала пионером секторального углеродного протекционизма. На очереди защита таких отраслей, как металлургия, энергетика, цементная промышленность, — ключевых по выбросам парниковых газов секторов. И, подчеркну, речь идет о ключевых экспортноориентированных и бюджетообразующих отраслях Украины", — констатировал Варга.
По его мнению, для более успешной защиты интересов украинских производителей необходимо создать в стране внутренний углеродный рынок для торговли квотами на выбросы.
"Какие меры следует предпринять, чтобы защитить отечественного производителя? Весь комплекс таких мер предполагает введение в Украине внутреннего углеродного рынка. Это, с одной стороны, продемонстрирует международному сообществу, что страна ведет внутреннюю политику, направленную на сокращение выбросов парниковых газов. А с другой — усилит позицию страны в переговорных процессах по вопросу изменения климата, что позволит получить дополнительное финансирование от других стран и международных институтов", — заявил Варга.