Конечно, это не та сфера, которая привлекает внимание миллионов людей. Это – не кинематограф и не театральной искусство, тем более не эстрада. Однако не случайно президент РФ Владимир Путин направил личное поздравление Георгию Бюшгенсу. Десятый десяток «разменял» доктор технических наук, профессор, действительный член Российской академии наук, иностранный член Инженерной академии КНР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, Государственной премии РФ и премии имени Н.Е. Жуковского, награжденный тремя орденами Ленина, многими другими орденами и медалями. Думается, он достоин хотя бы краткого рассказа.
Георгий Сергеевич родился в 1916 году в Москве (его прадед был выходцем из Нидерландов). В 1940 году окончил Московский авиационный институт и был направлен в знаменитый ЦАГИ, прошел там путь от рядового работника до начальника отделения динамики и первого заместителя начальника института. В ЦАГИ академик Бюшгенс трудится до сей поры, являясь с 1992 года советником его дирекции, членом президиума научно-технического совета по аэродинамике (кроме того, он входит в состав ряда других ученых советов ЦАГИ и других организаций). Вдобавок ведет большую работу по развитию научно-технического сотрудничества ЦАГИ и институтов РАН в области фундаментальных и прикладных исследований будучи руководителем специальных программ; руководит школой по аэродинамике отрывных течений Российского фонда фундаментальных исследований.
Да, имя Георгия Бюшгенса неизвестно широкой общественности. Но о многом скажут даже неспециалисту его дела. Он внес весомый вклад в формирование концепций и создание нескольких поколений самолетов. Среди них – первые сверхзвуковые истребители МиГ-17 и МиГ-19, машины с крылом изменяемой геометрии МиГ-23, Су-24, Ту-22М и Ту-160, столь знаменитые ныне у нас в стране и за ее пределами Су-27 и МиГ-29, пассажирские и транспортные воздушные суда семейств «Ту», «Ил», «Ан». Бюшгенс участвовал в работах над орбитальным самолетом «Буран».
Тесное взаимодействие с ОКБ и принципиальность в решении технических вопросов – характерный стиль деятельности Георгия Сергеевича. Ему принадлежит честь быть инициатором организации в ЦАГИ отделения динамики полета и систем управления летательных аппаратов, создателем научной школы динамиков ЦАГИ. Благодаря Бюшгенсу в институте появилась уникальная экспериментальная база для испытаний систем управления и исследований динамики самолетов на пилотажных стендах с участием летчиков.
Большое внимание Георгий Сергеевич уделял и уделяет воспитанию авиационных специалистов. В течение многих лет он был заведующим кафедры «Динамика полета» МФТИ, имеет много учеников и последователей. Бюшгенсу принадлежит свыше 150 научных работ, включая 12 монографий, среди которых «Динамика продольного и бокового движения» (1979), «Пространственное движение самолета» (1983), «Аэродинамика, динамика полета магистральных самолетов», «Аэродинамика, устойчивость и управляемость сверхзвуковых самолетов» (1998) и др., стал редактором-составителем книги «Аэродинамика, динамика полета и прочность», Энциклопедии машиностроения (2002), где впервые дан общий обзор современного состояния этих разделов авиационной науки.
О таком человеке, думается, вполне уместно поведать со страниц «НВО» и пожелать ему еще долгих лет жизни, наполненной делами на благо России.
Александр Московцев
http://nvo.ng.ru/notes/2006-10-06/8_patriarh.html