Жители маленького села Коропов Хутор Харьковской области давно привыкли засыпать под рокот вертолетного двигателя. Даже сюда добралась мода на вертолетное сообщение: облюбовавший эти места харьковский бомонд все чаще использует вместо автомобильного транспорта авиационный. «Вертолет нужен не для пиара, а для того, чтобы добраться в самые удаленные уголки области, куда быстро доехать затруднительно», — убеждает Александр Фельдман, почетный президент АО «Концерн АВЭК и Ко».
Ряды любителей малой авиации в скором времени может пополнить и президент Украины Виктор Янукович, который в одном из своих интервью обмолвился, что планирует в ближайшее время отказаться от поездок на автомобиле и будет добираться на работу из Межигорья авиационным транспортом. Причем, в октябре уже началось строительство вертолетной площадки на Парковой аллее. По словам Сергея Левочкина, главы Администрации президента Украины, в данный момент изучается возможность посадки вертолетов на крышах зданий Администрации президента и Кабинета Министров. К тому же стало известно о том, что Минтранссвязи разработало проект, разрешающий строить в Киеве вертолетные площадки на расстоянии 60 м от ближайшего строения. Сейчас данный документ ожидает своей визы в Минюсте.
Дела земные…
На протяжении почти пятнадцати лет в Украине практически без дела простаивали аэродромы и вертолетные площадки, доставшиеся нашей стране в наследство от Советского Союза. Так, до распада СССР в Крыму постоянно действовали 20 вертолетных посадочных площадок. Сейчас от них ничего не осталось: часть просто застроили жилыми домами (например, так поступили в Алуште и Феодосии), часть попала в категорию земель природно-заповедного фонда и возврату уже не подлежит.
Правда, пополнение вертолетного парка дорогостоящими машинами дало серьезный толчок развитию соответствующей инфраструктуры. Сегодня в Украине официально действуют 42 вертолетные площадки и один настоящий вертодром «Ялта» — кстати, единственный вертодром в СНГ, сертифицированный в соответствии с требованиями Международной организации гражданской авиации (ICAO). Но даже этих объектов недостаточно для нормального обеспечения вертолетных полетов. Пилоты уверяют — площадок банально не хватает. «Парковка» в аэропортах кажется слишком дорогостоящей даже тем, чье состояние исчисляется шестизначными цифрами. «Два года назад приезжал в Украину один очень известный американский миллионер. Планировалось, что его прямо из «Борисполя» заберет наш вертолет. Однако за подачу вертолета к трапу самолета в аэропорту с американца запросили $3 тыс. Платить такую сумму он не захотел. Взял такси, выехал за пределы Киева, вышел в поле, и там мы его подобрали», — рассказал один из пилотов.
Сегодняв Украине официально действуют 42 вертолетные площадки и один вертодром «Ялта»
Многие владельцы малой авиации пытаются строить вертолетные площадки, только проблема в том, что потом данное строительство они не могут нигде согласовать. Теоретически для посадки вертолета подойдет ровный участок размером 50 на 50 м. Но для того чтобы оборудовать вертолетную площадку всем необходимым — хранилищем для топлива, станцией обслуживания, метеорологической и радиотехнической аппаратурой, ангаром (соответственно и места должно быть больше), понадобится от $300 тыс. до $1 млн. Кроме этого, необходимо получить множество разрешений от Госавиаадминистрации, а это долгий и очень хлопотный процесс.
Соорудить же посадочную площадку на крыше высотного здания будет дешевле, но вот согласовать ее и сертифицировать на деле практически невозможно. К примеру, американские небоскребы обязательно оборудуются вертолетной площадкой наверху и рядом с домом (для эвакуации жителей в случае пожара). В Украине правила строительства высотных домов до сих пор не урегулированы — каждый проект нужно согласовывать отдельно. «Я выступаю противником площадок на крышах жилых домов (высоток). Пожар распространяется вверх, поэтому как вариант эвакуации я это не рассматриваю. К тому же площадка на крыше предполагает наличие в радиусе не более чем 500 метров от дома еще одной площадки на земле. А в Киеве каждый квадратный метр экономят», — говорит Анатолий Франивский, заведующий лабораторией высотного строительства НИИ строительного производства Минрегионстроя Украины. А вот построить вертолетную площадку на крыше офисного центра, по его словам, очень легко. Причем он уверяет, что таких примеров в Украине достаточно. Между тем Василий Можар, старший вице-президент ОАО «Киевгорстрой», в беседе с «Инвестгазетой» весьма удивился такому факту. «Впервые слышу, чтобы кто-то получил разрешение и тем более построил на крыше своего офиса площадку для вертолетов. Я знаю только одну такую площадку — она находится на крыше здания Киевского городского центра сердца».
От $300 тыс. до $1 млн. понадобится для оборудования вертолетной площадки необходимыми объектами
Впрочем, отсутствие прописанных норм и положительного результата не мешает застройщикам и архитекторам проектировать здания с посадочными местами на крыше. В этом году Киеврада уже утвердила места для 17 вертолетных площадок (всего в рамках подготовки к Евро-2012 в столице планируется построить 20 площадок). На данный момент определены адреса для девяти площадок, которые будут располагаться вблизи медицинских учреждений, а также НСК «Олимпийский» и стадиона «Спартак». Во сколько обойдется строительство, в мэрии пока не знают, но вот средства в размере 35 млн. грн. на покупку вертолета уже заложили.
... Дела небесные
За рубежом малая авиация летает без разрешений, подача заявок производится лишь в том случае, когда пилот собирается пересечь пространство над военными базами или международным аэропортом, а flight-plan подавать можно всего за час до взлета. В США зарегистрировано около 200 тыс. частных летательных аппаратов, оборот рынка частной авиации превышает $65 млрд. В американских мегаполисах высотные здания уже редко строят без посадочных площадок. Небо Нью-Йорка буквально кишит разномастными винтокрылыми машинами, которые частенько используют как обычное такси. Очереди на самые популярные модели вертолетов Robinson и Bell достигают трех лет. В Европе процветает рынок вертолетных транспортных услуг. Это и чартерные полеты, и регулярные рейсы. Все более популярным становится вертолетный туризм — на юге Франции многие пользуются услугами Heli Air Monaco. Несколько лет назад подобные тенденции начали распространяться и на территории постсоветских стран. В России Heliexpress начала предоставлять транспортные услуги вертолетами в Центральном федеральном округе.
В Украине пока об этом можно только мечтать. Еще в 2002 году, после львовской трагедии на авиашоу, Кабмин издал постановление, строго ограничивающее полеты над городом. Согласно этому документу, полеты над городами разрешены только для проведения спасательных и поисковых работ. При этом для тех, кто просто хочет полетать на вертолете, предусмотрен лишь один вариант — полет над водоемом или рекой. Сейчас в Госавиаадминистрации разрабатывают поправки, которые должны упростить и усовершенствовать процедуру осуществления полетов над населенными пунктами. Данные подвижки обусловлены проведением в нашей стране Евро-2012. Однако это упрощение никоим образом не будет сказываться на требованиях к частным полетам. Упрощение правил коснется лишь полетов, целью которых является «предоставление срочной медицинской помощи и проведение спасательно-поисковых работ…». Впрочем, есть небольшая приписка — такие работы будут проводиться в интересах органов государственной власти и местного самоуправления. А как трактовать в свою пользу подобные формулировки для того, чтобы оправдать свои полеты над городом, наши чиновники знают хорошо.