06.10.06 
Конфликт украинской авиакомпании «Днеправиа» с крупнейшим международным перевозчиком немецкой авиакорпорацией Lufthansa замер на пике своего развития. На сегодняшний день прямое авиационное сообщение между Днепропетровском и большими городами Германии полностью разорвано. Прокомментировать суть и результаты конфликта для «КП» согласился народный депутат, член фракции БЮТ Святослав ОЛЕЙНИК.

Опасный прецедент

- Святослав Васильевич, вы давно занимаетесь этой проблемой, всячески стараетесь привлечь к ней внимание. Что побудило вмешаться в сложившуюся ситуацию?
- Я представляю в парламенте Днепропетровщину. Все проблемы этого региона - мои проблемы. Гражданский аэропорт в Днепропетровске - единственный на всю область. Если обанкротится авиакомпания, которая им управляет, то мы останемся без авиаперевозок - очень важного сегмента транспортных коммуникаций.

На сегодня шанс банкротства «Днеправиа» очень велик. Рейсы Днепропетровск - Берлин и Днепропетровск - Франкфурт-на-Майне, которые Lufthansa при посредничестве германских властей фактически заблокировала, были бюджетообразующими для нашего авиаперевозчика.

Компания «Днеправиа» на 100 процентов принадлежит государству. Я лишь хочу акцентировать внимание власти и широкой общественности на положение, в котором скоро могут оказаться все наши авиаперевозчики. А это недопустимо.

Украине судьба подарила уникальное геополитическое местоположение. Наша страна - замечательный транзитный центр. В диалоге с другими странами развитие связи и транспортных коммуникаций должно стать нашим приоритетом. Особенно актуально это в свете евроинтеграционных процессов.

Однако стратегическое расположение - еще не все. Украина стремится на открытые западные рынки, часто забывая о суровом законе конкуренции. Если мы не сможем обеспечить высочайшего качества наших продуктов и услуг, нам нечего делать в Евросоюзе.

Немало зависит и от репутации. Чтобы нас уважали международные авиаперевозчики, мы должны отстоять интересы отечественной авиакомпании перед транснациональной корпорацией. Иначе будет создан прецедент, которым не замедлят воспользоваться другие иностранные компании.

Поднялся скандал

- Расскажите, пожалуйста, о сути конфликта.
- «Днеправиа» давно занимается иностранными перевозками. С конца 90-х из Днепропетровска в Германию регулярно отправлялось 5 рейсов в неделю. Особенно популярен был маршрут Днепропетровск - Франкфурт-на-Майне. Осенью 2005-го  Lufthansa заявила о намерении запустить рейс Днепропетровск - Франкфурт-на-Майне - Днепропетровск, но уже со стороны Германии.

Представители этой компании не стали дожидаться официального ответа со стороны Украины. 31 октября 2005 года они в нарушение международных норм отправили первый пассажирский самолет из Франкфурта в Днепропетровск. Ни о каком договоре на наземное обслуживание с аэропортом Днепропетровска или о согласовании слотов (время прилета-отлета) и речи не шло.

Поднялся скандал. Ведь Lufthansa фактически поставила под угрозу жизни пассажиров и пилотов не только своего самолета, но и украинских. Было неизвестно, сможет ли аэропорт принять «внезапный» самолет.

После того как первоначальный скандал улегся, «Днеправиа» и Lufthansa начали переговоры. Основной их темой было согласование слотов. Немецкая сторона хотела получить наиболее выгодное время отлета-прилета. Это ставило рентабельность украинских рейсов под угрозу. Ведь успех авиабизнеса напрямую зависит от времени вылета и маршрута самолета. Маршрут считается удачным тогда, когда он стыкуется в транзитных центрах с другими рейсами. Поэтому представителей Lufthansa попросили перенести свои рейсы на другое, ненамного менее выгодное, время.  Немецкая авиакомпания ответа на это предложение не дала.

Вместо этого через некоторое время Федеральное ведомство гражданской авиации Германии (LBA) запретило украинской авиакомпании полеты в Германию. Они объяснили это тем, что «Днеправиа» якобы препятствует немецким авиаперевозчикам и нарушает международные договоры.

В результате сегодня днепропетровская авиакомпания несет огромные убытки. Для нее закрыт один из самых крупных транзитных аэропортов Европы - франкфуртский.

Выход есть

- Как, по-вашему, можно охарактеризовать действия немецкой стороны, в частности Lufthansa?
- С бизнес-позиций можно прекрасно понять действия немецкого правительства, которое поддерживает своего перевозчика (Lufthansa). Подобные инциденты - оборотная сторона евроинтеграционных процессов. Не только украинский бизнес стремится в Европу, но и европейские компании выходят на наш рынок. Нам приходится считаться с отработанными на государственном уровне механизмами лоббирования интересов крупных компаний. В европейских странах эти отношения имеют долгую историю.

В то же время, я считаю, мы имеем дело с проявлением международного лоббизма на грани коррупции. Сейчас во всем мире наблюдается тенденция, когда международные авиакомпании типа Lufthansa не считаются с интересами более мелких перевозчиков. Авиаперевозки - финансово емкий рынок. Более комфортно на нем чувствуют себя «монстры». Они контролируют почти все крупные аэропорты, получают самые выгодные слоты.

Концепция развития той же Lufthansa - вытеснение с рынка региональных авиакомпаний. Конфликты, аналогичные нынешнему (с «Днеправиа»), были у немецких авиаперевозчиков в России в 90-х годах. В этом году они крупно повздорили с канадскими авиакомпаниями. Ранее в нашей стране Lufthansa уже не поделила небо с «Донбасс-аэро» и «Аеросвiтом». 

- Какой вам видится выход из сложившейся ситуации?
- Чтобы ответить на этот вопрос, нужно посмотреть на проблему на более глобальном уровне. Случай с «Днеправиа» не единичный. Он демонстрирует тенденцию, которая сложилась за последние годы. Чтобы составить полноценную конкуренцию европейским компаниям, украинской авиации необходима такая же эффективная схема управления. Получить эту схему можно только с помощью приватизации.

Отрасль авиаперевозок требует больших капиталовложений. На сегодняшний день государство не способно обеспечить такие денежные вливания. Чтобы улучшить качество перевозок, нужно закупить новые самолеты. А это сотни миллионов долларов. Чем богаче придут инвесторы, тем лучше будут самолеты, тем меньше денег потратится на ремонт, тем безопаснее станут полеты. Да и отстаивать свои интересы частные перевозчики будут более рьяно.

Нашему правительству есть чему поучиться у немцев

- В таком случае какие функции остаются государству в регулировании гражданской авиации?
- Я уверен, рано или поздно все государственные авиакомпании пройдут корпоратизацию. Иначе они будут не развиваться, а просто «висеть» на бюджете. В то же время часть уставного фонда всех более или менее крупных украинских авиаперевозчиков должна остаться в собственности государства. Ведь контроль над гражданской авиацией - вопрос национальной безопасности.

Однако пока что государство не созрело даже для частичной приватизации. Оно теоретически готово расстаться с авиакомпаниями, но не со зданиями аэропортов. А ведь ни один нормальный инвестор авиакомпанию без аэропорта не купит. На убыточное предприятие с самолетами, которым по 40 лет, найдется такой же инвестор. Да и опять же: останется аэропорт государству - а где взять деньги на его содержание? Ведь сегодня есть более насущные проблемы.

Вот, например, в бюджете-2007 правительство запланировало 140 млн грн. на ремонт донецкого аэропорта. И это в то время, когда в Днепропетровской области некоторые населенные пункты уже несколько лет остаются без воды. Среди них даже один райцентр

- Софиевка. Фактически это второй Алчевск. Десятки тысяч людей живут в ужасающих условиях. А на обеспечение их нужд в 2007-м государство намерено выделить всего 210 тыс. грн. Между тем денег, которые выделены на реконструкцию донецкого аэропорта, хватит не только на то, чтобы построить новый водопровод в Софиевке (30 млн грн.), но и решить проблемы с водоснабжением по всей Днепропетровской области.

Никто не против того, чтобы развивались аэропорты. Это нормальный сегмент бизнеса. Но они могут развиваться за счет частного капитала, в отличие от водокачек в селах.
- Вернемся к конфликту с Lufthansa. Что делают украинские власти, чтобы защитить нашу компанию?
- Как раз в этом вопросе украинские госорганы демонстрируют понимание ситуации.

Госавиаслужба на переговорах в Бонне как могла отстаивала позицию именно наших перевозчиков. К сожалению, в связи с затянувшейся реструктуризацией полномочия многих органов не определены до конца. Это несколько тормозит переговорный процесс.
Дело в том, что ситуация, в которой оказалась «Днеправиа», новая для Украины. Мы еще не успели накопить и десятой части того опыта межкорпоративных отношений,

который есть в странах Европы. Сейчас мне хотелось бы просто обратить внимание на эту ситуацию и как-то стимулировать процесс. Сегодня затронут вопрос эффективного управления государственными активами. Поэтому хотелось бы увидеть консолидированный подход наших властей к проблеме. Возможно, нашему правительству не мешало бы поучиться у госорганов Германии защите интересов национальных компаний.


Источник: Комсомольская Правда в Украине