Кризис ускорил процессы слияний и поглощений в мировой авиационной отрасли. Они стали причиной того, что уже в этом году авиакомпании начали получать прибыль. Однако на этом процесс консолидации в отрасли не завершится. Без дальнейшего объединения большинство мировых компаний выжить не смогут, отмечают эксперты. Не останутся в стороне от этих процессов и украинские авиаперевозчики.
Прибыльное дело
В декабре Международная ассоциация авиатранспорта (IATA) опубликовала прогноз финансовых итогов работы авиакомпаний в 2010 году. По оценкам ассоциации, авиаперевозчики впервые с 2007 года должны получить прибыль в размере $15,1 млрд, а их выручка может составить $565 млрд. По данным IATA, главная причина, по которой мировая авиаиндустрия смогла получить прибыль,– увеличение спроса и снижение себестоимости полетов. Однако спрос на полеты восстанавливается медленно, тогда как их себестоимость с 2008 по 2010 год была снижена на 32%. "Это произошло в первую очередь за счет массового объединения мировых авиакомпаний, которое началось в 2008 году и продолжится вплоть до 2012 года",– говорится в отчете IATA. В ассоциации также отмечают, что в будущем эффективно конкурировать на мировом рынке смогут лишь мегакомпании с авиационным парком от 300 самолетов.
Как рассказал Ъ глава аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев, массовые слияния авиакомпаний начались в 2008 году. Тогда американская Northwest Airlines завершила слияние с Delta Air. Причиной объединения стали убытки Northwest Airlines в размере $317 млн из-за снижения спроса на авиаперевозки вследствие экономического кризиса. В том же году объединились Air France и KLM. А компания Lufthansa получила контроль над Brussels Airlines.
В этом году завершились еще два крупных слияния. В мае этого года о слиянии договорились Continental Airlines и United Airlines. Объединенная компания, которая называется United Airlines, стала крупнейшей в мире. По предварительным оценкам, ее годовая выручка составит $29 млрд. В середине сентября стало известно, что British Airways и испанская Iberia, завершившие слияние в этом году, планируют приобрести несколько перевозчиков в Азии.
Слияния на мировом рынке связаны с тем, что рентабельность работы отрасли из-за экономического кризиса и высокой конкуренции последние три года была низкой и ежегодно составляла 3-5%, говорит господин Пантелеев. "Сейчас, после того как за последние три года рынок изменился, мы наблюдаем конкуренцию уже не отдельных авиакомпаний, а целых альянсов авиаперевозчиков,– отмечает Олег Пантелеев.– Для того чтобы выстоять в конкурентной борьбе, перевозчикам приходится объединяться и конкурировать уже не один на один, а, как говорится, 'стенка на стенку'".
Украина следует тренду
Украинский авиарынок в целом повторяет тенденции мирового, отмечает член комитета Верховной рады по вопросам транспорта и связи Виталий Корж. По его словам, объединение "АэроСвита", "Донбассаэро" и "Днеправиа" – это попытка создать "крепкого середнячка" по европейским меркам. "Фактически на рынке сегодня осталось три игрока – 'Украинская авиационная группа', МАУ и WizzAir. Последние две компании в будущем не смогут выжить самостоятельно и наверняка станут объектом поглощения. Вопрос лишь в том, кто их купит,– украинский игрок или западный",– говорит господин Корж. Напомним, в сентябре Антимонопольный комитет выдал разрешение на объединение в рамках "Украинской авиационной группы" (УАГ) авиакомпаний "АэроСвит", "Донбассаэро" и "Днеправиа", контролируемых группой "Приват" (см. Ъ от 29 октября).
Заместитель генерального директора "Днеправиа" Сергей Криворотченко отмечает, что объединение украинских авиакомпаний позволило увеличить доход входящих в его состав компаний: "Например, за десять месяцев этого года наша компания увеличила пассажиропоток на 19,9%". По словам господина Криворотченко, "Днеправиа" до февраля 2011 года намерена увеличить авиапарк с 25 до 28 самолетов. В декабре 2010–январе 2011 года авиакомпания должна получить три самолета Embraer-145, ранее взятых в лизинг. Кроме того, "Днеправиа" находится на завершающей стадии переговоров о получении в лизинг самолетов Embraer-190. Объем партии составит десять судов с возможностью увеличения еще на пять единиц.
По словам господина Криворотченко, компания намерена и дальше расширяться. Так, "Днеправиа" предложила Фонду госимущества (ФГИ) купить государственные 61,58% акций "Международных авиалиний Украины" (МАУ) за 516,84 млн грн ($65 млн). ФГИ в свою очередь сообщил, что намерен продать этот пакет акций за 250 млн грн действующим акционерам. Единственный заинтересованный в покупке акционер, по данным Фонда,– предприниматель Арон Майберг. В "Днеправиа" заявляют, что не намерены срывать конкурс по продаже пакета акций МАУ. "Мы сделали предложение и рассчитываем на то, что ФГИ изменит свою позицию относительно предстоящей продажи",– говорит господин Криворотченко. Впрочем, у компании остается возможность оспорить ее в суде, поскольку закон "О приватизации государственного имущества" предусматривает общедоступность и конкуренцию покупателей при продаже госпакетов акций, в том числе и в ЧАО (см. Ъ от 13 декабря). В пресс-службах ФГИ и МАУ вчера комментировать предстоящую продажу отказались.
По мнению руководителя консалтинговой компании Infomost Бориса Рыбака, в условиях нового европейского авиарынка укрупнение украинских компаний – единственный для них шанс снизить себестоимость полетов и удержаться на рынке. "Объединение УАГ и МАУ позволит снизить издержки полетов, расширив предложение для клиентов. Дело в том, что рейсы этих двух операторов не пересекаются между собой, а это наилучшие исходные условия для объединения",– говорит господин Рыбак. В противном случае, по его мнению, украинские авиакомпании не смогут конкурировать на внешнем рынке.
Укрупнение неизбежно
По мнению Олега Пантелеева, в ближайший год слияния и поглощения авиакомпаний в странах СНГ продолжатся. Так, в России наиболее крупные объединения формируются на базе "Аэрофлота", которому передаются госпакеты акций шести российских авиакомпаний. "Аналогичные процессы происходят и в Средней Азии",– говорит эксперт.
По мнению господина Пантелеева, инфляция и рост стоимости авиатоплива неизбежно скажутся на расходах авиакомпаний и приведут к подорожанию услуг. "Подготовка к проведению Евро-2012 и создание авиапортовой инфраструктуры потребуют увеличения сборов. Все это в конечном итоге отразится как на конечном потребителе, так и на доходах авиакомпаний. Выжить в этой ситуации смогут лишь операторы, эксплуатирующие значительное количество самолетов",– говорит он.
Отметим, что после подписания Украиной договора "Об открытом небе" любая авиакомпания–резидент ЕС получит право совершать полеты по любому маршруту, в том числе между третьими государствами. "Как только это произойдет, в Украине местные авиакомпании получат серьезных конкурентов в лице мировых гигантов. И либо объединятся, либо закроются",– говорит господин Корж. По его мнению, в случае объединения украинские авиакомпании смогут оптимизировать расходы за счет оптимизации маршрутных сетей и сокращения дублирующих функций.
В случае если украинские перевозчики смогут снизить стоимость своих услуг, они получат дополнительный доход за счет роста объемов продаж, отмечает Борис Рыбак. "В период низких цен на авиабилеты в 2008-2009 годах авиация в России перетянула на себя часть пассажиров железной дороги. Люди на постсоветском пространстве отвыкли пользоваться услугами авиатранспорта,– говорит Олег Пантелеев.– В сознании многих укоренилось, что самолет – это дорого. В этом плане кризис помог авиакомпаниям. Но сохранить эту тенденцию можно только за счет поддержания низких цен на билеты. А в условиях постоянного роста цен на ресурсы это возможно исключительно путем создания мегаальянсов".
Средняя рентабельность украинских авиакомпаний за последние 5 лет, %
2006 3,5
2007 2,7
2008 -1,5
2009 -1,2
2010 (11 месяцев) 2,3
Источник: Мининфраструктуры