28.12.10 
В 2010 г. рынок пассажирских авиаперевозок продолжал расти, и тенденция эта должна сохраниться и в 2011 г. Конкуренция в отрасли остается достаточно ограниченной, хотя стратегии ведущих компаний все больше пересекаются. 2011 г. покажет, сформируют ли перевозчики единый фронт для подготовки к «единому небу», или будут делать свой вклад в развитие конкуренции по отдельности

По данным Госавиаадминистрации, рост рынка воздушных пассажирских перевозок в 2010 г. продолжался: за 11 месяцев года было перевезено 5,7 млн. пассажиров, что на 17,7% больше, чем за аналогичный период 2009 г. Ведущие украинские компании сообщают об увеличении собственных производственных показателей: «Аэросвит» — на 20% (до 1,56 млн. пассажиров, данные за 11 месяцев), «Визз Эйр» — на 5,6% (до 356 тыс. за 9 месяцев), «Днеправиа» — рост около 70% (в пределах Украины), МАУ — +12% (до 1,37 млн. за 9 месяцев). Говорят в авиакомпаниях и об увеличении коммерческой загрузки на регулярных рейсах, что свидетельствует о повышении экономической эффективности перевозок. Например, у «Аэросвита» этот показатель вырос на 0,5%, у «Визз Эйр» — на 5%.

Компании, лидеры рынка, в течение года расширяли географию своих полетов, правда, каждая в рамках особенностей своей стратегии. Так, «Международные авиалинии Украины» (МАУ) активно развивали чартерную программу. Компания начала нерегулярные полеты по ряду популярных и экзотических направлений. Из Киева были открыты рейсы до Пхукета (Таиланд), Тенерифе (Канарских островов), Ллейды (Испания), Эрзерума (Турция), Гренобля (Франция), Акабы (Иордания), Эль-Фуджайры и Рас-эль-Хайма (ОАЭ). Некоторые новые чартерные рейсы авиакомпании доступны и из областных центров Украины: в Хургаду и Табу (Египет) из Луганска, в Эрзерум (Турция) — из Донецка, Харькова и Одессы, в Дубаи (ОАЭ), Шарм-эль-Шейх (Египет) и Зальцбург (Австрия) — из Донецка. По словам вице-президента МАУ по продажам и маркетингу Сергея Фоменко, экзотические курортные направления сейчас пользуются среди пассажиров достаточно высокой популярностью. «Такие маршруты особенно актуальны в зимний сезон, когда в силу климатических особенностей отдых в Европе становится невозможным, зато в далеких экзотических странах отдыхать можно вне сезона». С текущего зимнего сезона расширился и список регулярных маршрутов МАУ — это рейсы из Киева на Гоа (Индия), в Куала-Лумпур (Малайзия), Коломбо (Шри Ланка) и Йоханнесбург (ЮАР). Столь отдаленные пункты достаточно необычны как для украинского рынка, так и для МАУ, чей флот располагает только среднемагистральными самолетами.

Дальние перелеты стали возможны благодаря использованию схемы перелета с посадкой на дозаправку в Абу-Даби (узловой аэропорт главного партнера МАУ на Ближнем Востоке — арабской Etihad Airways).

«АэроСвит» рост собственных показателей связывает с развитием удачных и востребованных стыковок в аэропорту «Борисполь», которые позволяют повысить загрузку рейсов за счет трансферных пассажиров. С начала года авиакомпания открыла 23 новых регулярных маршрута и повысила частотность на многих уже освоенных линиях.

Среди последних «новинок» авиакомпании — рейсы из Киева в Ташкент (Узбекистан), Копенгаген (Дания), Минск (Беларусь), Ереван (Армения), Гянджу (Азербайджан). «Рост объемов перевозок в текущем году — результат сбалансированного развития маршрутной сети и увеличения транзитных потоков через базовый аэропорт «Борисполь»,— отмечают в пресс-службе компании.

Вопреки видимым разграничениям, маршруты компаний все больше пересекаются, стратегии обретают все больше общих черт. Основные из них — ориентация на транзитный потенциал страны, а также тщательный контроль над издержками. Так, эксперты усматривают сейчас в стратегии МАУ создание транзитных пассажиропотоков между Европой и Ближним Востоком и Юго-Восточной Азией.

Свою роль в развитии конкуренции сыграло и проникновение совершенно новой для украинского рынка модели бизнеса, представленной венгерской лоу-кост-компанией «Визз Эйр». «Визз Эйр», согласно своей концепции, стремится соединять Восточную и Западную Европу. Мы ориентируемся на людей, которые раньше не пользовались авиаперелетами, тех, которые путешествуют с целью посетить друзей и родственников, студентов, летающих на туры выходного дня в Европу»,— говорит директор «Визз Эйр Украина» Сергей Дементьев. Такая концепция предполагает пересечение и с «АэроСвитом», и с МАУ, которые также летают в Восточную и Западную Европу и стремятся завоевать пассажира лояльными ценами.

Как говорит господин Дементьев, в «Визз Эйр» пока не замечают особого усиления конкуренции. «На рынок вышло всего несколько новых игроков, некоторые компании расширили свои отдельные маршруты»,— говорит он. Вместе с тем в компании с нетерпением ждут «открытия» неба между Украиной и Европой, поскольку это позволит «Визз Эйр» активнее развивать собственную маршрутную сеть.

Будущий год покажет, встретят ли ведущие отечественные перевозчики «открытое небо» консолидированно или каждый сам по себе. Видение оптимального варианта развития событий у компаний разное. «Мы вынуждены наращивать мышцы, чтобы не оказаться вне игры после открытия доступа к отечественному небу. И заинтересованы в укреплении нашего альянса, в повышении его потенциала за счет присоединения к «Украинской авиационной группе» такого опытного и авторитетного авиаперевозчика, как МАУ»,— говорят в альянсе «УАГ» (включает «АэроСвит», «Днеправиа» и «Донбассаэро»). В то время как в МАУ считают, что покупка ее контрольного пакета компанией — участником альянса — несет в себе угрозу конкуренции на украинском рынке.

Джерело Экономические Известия   Автор: Екатерина ГРЕБЕНИК