17.01.11 
Уж отгремели фейерверками и салютами новогодние праздники. Украине и ее народу, как бы того не хотелось, приходится возвращаться к временно «забытым» в уходящем году будничным заботам. Чем дальше в прошлое уходят новогодняя и рождественская даты, тем отчетливее становится ясно, что «отсрочка» решения важных вопросов в жизни как отдельно взятого украинца, так и целой страны была вынужденной, и лишь отдаляла от решения проблем. Пауза скорее усугубила положение. Например, в информационном пространстве страны слегка «остыли» некоторые важные темы, касающиеся государственных интересов, будоражившие общественность в канун Нового года. В таком случае нет гарантий того, что заинтересованные лица не воспользуются паузой, и не оставят государство « с носом».

В данном контексте необходимо обратить внимание на ситуацию с приватизацией государственного пакета акций (61,6%) компании «Международные авиалинии Украины» (МАУ). В конце 2010 года данная тема отличалась особенной остротой, и была освещена большинством отечественных СМИ. Ажиотаж спровоцировала позиция руководства Фонда государственного имущества Украины, явно настроенного продать госдолю в МАУ по экономически необоснованной цене одному единственному претенденту на покупку. И это при наличии выгодных предложений от потенциальных участников приватизационного конкурса, который ФГИ проводить напрочь отказывается. Твердая позиция главы ФГИ Александра Рябченко в этом отношении поистине шокировала, и вызывала подозрения о том, что он сознательно провоцирует невыгодную для Украины адресную приватизацию госимущества.

Учитывая такие настроения руководства Фонда госимущества до Нового года, логично было бы ожидать, что в период всенародной постпраздничной «раскачки», господин Рябченко попытается довести начатое в деле МАУ до логического завершения. Если быть точнее, речь идет о продаже госпакета акций крупнейшей авиакомпании в стране бизнес-структурам Арона Майберга, которые являются нынче единственными частными акционерами МАУ. И в то же время, они же являются единственными возможными претендентами на покупку акций авиакомпании, в соответствии с предписаниями ее нового Устава, на чем особенно и настаивает господин Рябченко, который и приложил все усилия для того, чтобы создать Майбергу максимально благоприятные условия для безконкурсного приобретения госпакета акций МАУ.

Следует напомнить, что бизнес-структуры Майберга получили шанс купить контрольный пакет акций МАУ без какой-либо конкуренции после того, как в прошлом году из состава акционеров авиакомпании вышли Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) (владел 9,9% акций) и Austrian Airlines, владевшая 22,5% акций через дочернюю компанию UIA Beteiligungsgesellschaft. Невероятно, но именно Майберг оказался покупателем обоих пакетов акций иностранных акционеров МАУ. Выяснилось, что ЕБРР, в соответствии с договором опциона, продал свои акции «Международных авиалиний» компании UIA Holding, тесно аффилированной с подконтрольной все тому же Майбергу компанией Capital Investment Projects (эта структура владеет 6% акций МАУ). При этом, именно Майбергу в середине прошлого года Austrian Airlines продали «дочернюю» компанию UIA Beteiligungsgesellschaft, единственными активами которой были 22,5% акций МАУ (компания создавалась в качестве держателя этого актива). В результате, Арону Майбергу удалось сконцентрировать на трех подконтрольных ему компаниях 38,4% акций МАУ, и для получения полного контроля над авиакомпанией бизнесмену оставалось лишь дождаться приватизации госпакета авиакомпании и воспользоваться правом преимущественного выкупа акций. Ну, и добиться назначения приемлемой для себя цены, разумеется.

Говорить о том, что руководство Фонда в лице Александра Рябченко настроено назначить выгодную Арону Майбергу, а не государству цену за 61,6% МАУ есть смысл. Например, не иначе, как о лоббировании главой ФГИ частных интересов свидетельствовала предварительная оценка госпакета акций «Международных авиалиний», проведенная экспертами ФГИ. По их подсчетам, приватизируемый пакет акций должен стоить около 250 млн. грн., и это несмотря на мнение независимых экспертов о том, что госдоля в МАУ не должна продаваться менее, чем за 500 млн. грн. Специалисты Фонда и Александр Рябченко категорически не воспринимают еще одно, куда более красноречивое свидетельство, указывающее на несоответствие экономически обоснованной цены приватизируемого пакета акций «Международных авиалиний Украины» тем цифрам, на которые ориентируется ФГИ.

Чтобы убедиться в том, что истинная стоимость госпакета акций «Международных авиалиний» намного выше предложенной экспертами ФГИ, достаточно обратить внимание на то, по какой цене Austrian Airlines продавали компанию UIA Beteiligungsgesellschaft во второй половине 2010 года. Как упоминалось, «дочка» австрийской компании была создана специально для того, чтобы владеть 22,5% акций МАУ, а это значит, что цену компании формировали исключительно принадлежащие ей активы украинской авиакомпании. Так вот, проданы эти активы были за солидные 19 млн. евро. Исходя из таких условий продажи UIA Beteiligungsgesellschaft – читай 22,5% акций «Международных авиалиний Украины» - , можно без труда рассчитать стоимость 61,6% акций МАУ – это 52 млн. евро, или 534 млн. грн. по курсу Национального банка. Здесь, правда, нужно учитывать, что австрийская «дочка» владела не контрольным и даже не блокирующим пакетом акций МАУ, в отличие от ФГИ. А ведь в случае реализации пакета акций, предоставляющего покупателю контроль над всей компанией, должна начисляться еще и премия за контроль в размере 15% стоимости продаваемого пакета акций. Это значит, что госпакет акций МАУ еще больше вырастает в цене – до 614 млн. грн.

При таких открытиях любопытно было бы узнать, каким образом нужно оценивать госдолю в МАУ, чтобы в итоге получить цифру 250 млн. грн? Складывается впечатление, что эксперты Фонда госимущества либо используют устаревшие методы при расчетах, либо «страдают» профнепригодностью… Хотя, очень может быть, что эксперты были вынуждены сделать необъективную оценку поскольку того требовало руководство. Вероятность последнего неумолимо возрастает, если принять во внимание, насколько упрямо Александр Рябченко отказывается услышать тех, кто хочет заплатить за госпакет МАУ куда больше 250 млн., настаивая на откровенно невыгодной продаже госимущества.

В конце 2010 года авиакомпания «WindRose» предложила за «уцененный» усилиями связки Рябченко-Майберг пакет «Международных авиалиний» 492,9 млн. грн. В свою очередь другая украинская авиакомпания «Днепроавиа» установила более высокую ценовую «планку», заявив о готовности приобрести госдолю в МАУ за 516 млн. грн. Господин Рябченко продемонстрировал редкое равнодушие к этим предложениям, ясно дав понять СМИ, что ФГИ заинтересовано в адресной продаже госпакета акций МАУ за откровенно маленькие деньги. Есть основания полагать, что определяющую роль во всем этом сыграла фамилия Майберг. Уж больно много «ниточек» завязано вокруг нее в деле сомнительной продажи акций МАУ.

Как упоминалось, именно контролируемые бизнесменом Ароном Майбергом компании являются единственными претендентами на покупку 61,6% акций «Международных авиалиний Украины» в соответствии с принятым в начале ноября 2010 года новым Уставом авиакомпании. Отметим, что Фонд, будучи в силах воспрепятствовать внесению данного положения в новый Устав, предпочел сделать компаниям Майберга дружеский «реверанс», фактически угробив возможность продать акций МАУ на открытом конкурсе и выручить адекватные деньги в бюджет. Примечательно, что этим панибратские жесты Рябченко в адрес бизнесмена не ограничились - впоследствии, при определении оценщика госпакета акций МАУ, ФГИ отдал предпочтение компании ООО «Украинская экспертная группа», до этого не раз осуществлявшей оценку в интересах Арона Майберга.

Напомним, что в 2004 году по заказу Майберга именно «Украинская экспертная группа» проводила оценку земельных участков международного аэропорта «Борисполь». С поставленной задачей компания справилась блестяще – оценка была составлена с большим количеством грубых нарушений и не соответствовала требованиям действующего законодательства. В 2008-м «Украинская экспертная группа» оценивала акции ЗАО «АэроСвит», которым на то время руководил Арон Майберг и был его акционером. Тогда осуществлялась оценка акций «АэроСвита» по состоянию на 2000 год, несмотря на то, что изначально рассчитывать на объективные данные оценки активов авиакомпании не приходилось (шутка ли сказать – определить стоимость имущества на дату проведения оценки спустя 8 лет!). Однако «Украинская экспертная группа» взялась за заведомо не объективную оценку и даже получила от Майберга щедрый гонорар. Вряд ли кто-то поспорит, что со стороны все это напоминало нечистую сделку по интересам.

После определения оценщиком госдоли в МАУ «Украинской экспертной группы» многое свидетельствовало о том, что в ходе оценки компания вряд ли будет руководствоваться экономической логикой. Чего стоит темное прошлое компании. Так называемый конкурс по отбору оценщика проводился ФГИ не в официально назначенное время и не в официально заявленном месте. Поразительно, но сомнительное ООО было всеми неправдами избрано оценщиком, даже, несмотря на наибольшую стоимость услуг по сравнению с остальными претендентами. Определенно, при таких обстоятельствах надеяться на объективную оценку госпакета в МАУ не приходилось. К сожалению, в итоге, негативные ожидания подтвердились.

По информации издания «КоммерсантЪ» и информагантства «Интерфакс-Украина» ООО «Украинская экспертная группа» оценила государственный пакет акций в ЧАО «Международные авиалинии Украины» (61,6%) в 270 млн. грн., увеличив изначально определенную ФГИ стоимость госпакета МАУ чисто символически - на по-большому счету смешные 20 млн. грн. Принимая во внимание, что сразу после этого ФГИ оперативно подготовил и направил в Министерство инфраструктуры договор купли-продажи госпакета МАУ, Александр Рябченко, определенно, всеми силами пытается использовать постпраздничную «раскачку» в пользу интересов Майберга. Глава Фонда госимущества поспешно проталкивает сомнительную, откровенно адресную приватизацию госпакета акций МАУ к логическому завершению, сознательно провоцируя убытки для госказны в размере от 250 до 300 млн. грн.

В виду всего вышесказанного следует заметить, что перипетии приватизации государственного пакета акций «Международных авиалиний Украины» непременно должны попасть в поле зрения вышестоящей власти - во избежание непоправимых для государства бюджетных потерь. Роль главы Фонда госимущества Александра Рябченко заслуживает особого внимания, поскольку слишком многое указывает на коррупционную составляющую в его деятельности при продаже госпакета акций МАУ. Убедиться в том, что господин Рябченко ведет двойную игру не сложно – в случае с приватизацией госдоли в МАУ глава Фонда пытается продать дорогостоящее государственное имущество по откровенно заниженной цене, чему не может быть аргументированных обоснований. Естественно, если руководствоваться интересами государства, а не своего личного кармана. Действия Александра Рябченко нанесут серьезнейший урон госбюджету, а это значит, что в ближайшее время нужно оперативно изменить политику ФГИ в деле продажи госпакета акций МАУ, и организовать его приватизацию на открытых, прозрачных торгах.

Наказание же господина Рябченко за его антигосударственную деятельность на посту главы ФГИ остается вопросом времени – не после аферы с акциями МАУ, так по итогам новой теневой продажи госимущества предприимчивому чиновнику обязательно устроят назидательную «публичную порку», другим потенциальным спекулянтам от госаппарата «во устрашение».

Джерело УРА-Информ   Автор: Михаил Батыров