Репутация Украины как заметного игрока на мировом рынке оружия может быть подорвана. Как стало известно Фокусу, за срыв оружейного контракта с Ираком Багдад уже выставил Киеву штраф в сумме 165 тыс. долларов. Речь идет о поставке самолетов АН-32Б
Украина не просто срывает иракский оружейный контракт и портит себе имидж. За срыв сроков поставки партии самолетов государству уже выставили штраф 165 тыс. долларов, сообщают источники Фокуса, близкие к оружейному бизнесу. Общая сумма штрафа, как следует из копий (см. ниже) документов, оказавшихся в распоряжении журналистов Фокуса, может вырасти до 55 миллионов долларов – такая санкция оговорена в самом контракте. Контракт был заключен между Министерством обороны Ирака и госпредприятием "Специализированная внешнеторговая фирма "Прогресс", дочерней компанией Укрспецэкспорта.
Первая поставка БТР-4 в Ирак тоже была сорвана и перенесена на конец февраля этого года. Иракцы на удивление пока не говорят о компенсации. Однако, Багдад уже потребовал увеличить первую партию БТР, с 11 до 26 машин. Успеет ли Украина справиться к этому времени - вопрос открыт.
Напомним, в конце 2009-го года Украина и Ирак подписали соглашения о поставке оружия – БТР-4 и самолетов АН-32Б на общую сумму 556,5 млн. долларов. Такой контракт был политическим платежом Киеву за участие украинского военного контингента в умиротворении Ирака после свержения Саддама Хусейна.
Недавно Фокусу стало известно о том, что теперь эти контракты под угрозой срыва – в частности, к Дню независимости Ирака, 5 января, не была доставлена первая партия БТР-4, с осени задерживаются и самолеты АН-32Б. Как предполагают участники рынка, причина такой ситуации состоит в том, что власть затеяла масштабный передел на оружейном рынке Украины. (Фокус уже сообщал подробности реорганизаций в торголе оружием) . Государственный бизнес на экспорте оружия теперь сконцентрирован в руках регионала, депутата-совместителя Дмитрия Саламатина, бывшего руководителя Укрспецэкспорта, а с недавних пор - главы новосозданного оборонного концерна Укроборонпром. В ноября прошлого года Укрспецэкспорт попытался забрать у «Прогресса» крупнейшие пакистанский и иракский контракты и вытеснить из сделки посредника, имеющего прочные контакты с иракскими властями. Что и стало причиной осложнений с Ираком, предполагают собеседники Фокуса.
Детали иракской сделки, как следует из текстов соглашений, которыми располагает Фокус, состоят в следующем.
Украина обязуется поставить в Ирак 420 бронетранспортеров (БТР-4) на сумму $457,5 млн. Из них - 270 линейных БТР-4, 80 командирских, 30 штабных, 30 медицинских и 10 ремонтно-эвакуационных машин. Также стороны договорились о продаже Ираку 6 транспортных самолетов АН-32 на сумму $99 млн. Наконец, Киев обязался обучить в Украине иракских специалистов. Последний пункт программы выполнен, но как утверждают собеседники Фокуса, Ирак уже посетовал на низкий уровень подготовки специалистов.
Порядок оплаты контракта таков - 20% от суммы Ирак обязался перечислить в 2009-м году и по 40% - в 2010 и 2011-м соответственно.
Наконец, самое интересно - штрафные санкции. Штраф за срыв контракта составляет 1% в месяц от стоимости не поставленной техники (начиная со второго месяца задержки). Ирак имеет право требовать не более 10% от общей суммы. А это – 55 миллионов долларов.
Исключение - решение иракской стороны или форс-мажорные обстоятельства вроде землетрясения, наводнения или введения международного эмбарго.
Интересно, что иракская сторона попросила у Украины дополнительных гарантий выполнения. На красивом бланке им вручили так называемую государственную гарантию – письмо правительства об обязательствах украинской стороны. По украинским традициям, эта гарантия – скорее формальность. Но раз уж о ней сказано в контрактах с Ираком, она может быть аргументом в любом международном арбитраже, если официальный Багдад надумает подавать иск.
Сегодня в 16.30 премьер-министр Николай Азаров собрал в Кабмине срочное заседание для обсуждения судьбы контрактов. На нем, в частности, присутствовал регионал-совместитель Дмитрий Саламатин, бывший руководитель Укрспецэкспорта, а с недавних пор - глава новосозданного оборонного концерна Укроборонпром. Подробности совещания у премьера пока неизвестны.
В прессе тем временем уже появились заявления подрядчиков, которые ответственны за изготовление БТРов для Ирака – в частности, Михаил Борисюк, руководитель харьковского завода имени Малышева, рассказал газете Сегодня о том, что первая партия БТРов не ушла в Ирак вовремя из-за пушек. «Нас подвели пушкари из Каменец-Подольского. В их орудиях оказались дефекты - пушки допускали осечки и задержки». К концу февраля, пояснили на предприятии, все будет испытано и отправлено в Ирак.