Включение Международного аэропорта "Киев" (Жуляны) в программу подготовки к Евро-2012 сделало его одним из самых перспективных бизнес-объектов столицы. Ведь во время турнира Киев и как столица, и как "финальный город" ЧЕ, будет играть "первую скрипку" в логистике и передвижении больших потоков людей. В этом убеждены и эксперты авиационной отрасли, и экономисты. Наибольшая ценность аэропорта в том, что он располагается в черте города, а значит, пассажирам нужно гораздо меньше времени и средств, чтобы добраться до аэропорта. Учитывая это, планируется задействовать "Жуляны" во время чемпионата, например, для категории VIP-перевозок. Сегодня этим преимуществом уже решила воспользоваться лоу-кост компания "Wizz Air", которая недавно заявила, что с 27 марта 2011 полностью переводит все свои рейсы из "Борисполя" в "Жуляны".
Обновление аэродромного комплекса "Жулян" - ответственность Национального агентства по вопросам подготовки к Евро (Укревроинфрапроект), ведь ВПП и перроны находятся в государственной собственности. Проект включает реконструкцию взлетно-посадочной полосы (длина 2300 метров, 1 категория ИКАО), перрона, рулежных дорожек и устройством светосигнального оборудования. На это в госбюджете предусмотрено 215 миллионов гривен, из которых уже профинансировано львиную долю этой суммы - 162 млн грн. Кроме этого, как рассказывает эксперт по аэропортам Национального агентства по вопросам подготовки к Евро-2012 Валентин Згурский, государство осуществило также реконструкцию периметральной ограды аэродрома на 3 миллиона гривен. "Из всего проекта осталось устроить светосигнальное оборудование. Эти работы должны завершить до конца марта текущего года", - говорит специалист Нацагентства. Он добавляет, что вопрос "светосигналки" можно было решить быстрее, чтобы подрядчик мог устраивать светосигнальное оборудование в рассрочку, в период перебоев государственного финансирования, которое обычно приходится на начало года.
Для увеличения пропускной способности аэропорта, которая на период Евро составит около 350 пассажиров в час (на прилет), был реконструирован существующий терминал "Жулян". Там сделали небольшие достройки: зал ожидания, зоны "вылет-прилет", а также 3 сектора - два международных и один внутренний. В терминале также заменили оборудование. Эти работы профинансировал арендатор аэропорта.
По словам Валентина Згурского, аэропорт в дальнейшем планирует расширение. "В его программу входят строительство нового терминала и привокзальной площади, реконструкция существующей привокзальной площади, обновление спецпарка автотранспорта. Часть этих проектов должна финансировать городская администрация, в коммунальной собственности которой находится аэропорт, или арендатор аэропорта", - подчеркивает специалист. Он также называет цифру, что в период с 2008 года на реконструкцию аэропорта "Киев" из городского бюджета было выделено 1,93 миллиона гривен, что несопоставимо меньше по сравнению с расходами государства на этот объект.
Что касается строительства нового международного терминала, пропускная способность которого должна составить около 160 пассажиров в час, этим занимается арендатор аэропорта. "Разработан и утвержден проект нового терминала, но это не более 5% от общего объема работы. Инвестор уже загородил территорию под строительство, и к строительству не приступили", - говорит господин Згурский.
Несмотря на то, что УЕФА не акцентирует особое внимание на подготовке "Жулян" к Евро, именно этот аэропорт может сыграть ключевую роль в приеме бизнес-авиации, на борту которого на чемпионат будут прибывать высокопоставленные УЕФА и VIP-гости турнира.
"Инвестиция государства в развитие "Жулян" к Евро-2012 даст мощное развитие аэропорта, учитывая его бизнес-привлекательность. В перспективе от Краснозвездного проспекта Киева до нового терминала аэропорта планируют проложить 5 километров дороги, что сделает подъезд к "Жулянам" еще более комфортным. По сути, после обновления этот аэропорт для города станет "золотой жилой", - резюмирует Валентин Згурский.
По словам эксперта, конечно, существует определенное ограничение по развитию "Жулян", поскольку этот аэропорт располагается в городе и обсажен зданиями, а значит, есть ряд оговорок относительно безопасности. Поэтому сейчас расширение аэропорта "Киев" следует связывать только с сооружением нового терминала, проект которого уже утвержден, а поэтому инвестору можно приступать к строительным работам.
Согласно проекту, новый терминал будет принимать 320 пассажиров в час. Вблизи него предусмотрены паркинг для автомобилей, офисные, служебные и технические помещения, конференц-залы, гостиничный комплекс.
- Пропускная способность на время Евро: 350 пассажиров в час
- Взлетно-посадочная полоса: 2300 м
- Площадь аэропорта: 256 га