24.02.11 
ImageПока в утреннем небе над Жулянами парят самолеты, за железной сеткой 80 стальных гигантов давно стоят неподвижно, покрытые льдом и легким снежком.

Но на земле их держит отнюдь не нелетная погода и не ремонт.

Эти военные и гражданские самолеты теперь принадлежат Государственному музею авиации «Жуляны». В свое время они были частью чего-то великого, и именно персональные заслуги каждой машины и спасли их от грустной участи стать грудой металлолома.

Зимой в музее нет практически никого. Поле в 11 гектаров с творениями легендарных конструкторских бюро на протяжении 60 лет когда-то служило местом для обучения будущих пилотов. В 2003 году его превратили в музей с коллекцией в 23 самолета. За восемь лет экспозиция выросла почти в четыре раза. Теперь 80 детищ конструкторов Антонова, Туполева и других предоставляет уникальную возможность изучить эволюцию, достижения и провалы советской авиации.

Историк Борис Антоненко может рассказать о музее очень много. «В детстве я мечтал быть летчиком, но плохое зрение не позволило»,- говорит Антоненко. В течении 28 лет он преподавал историю, но потом стал экскурсоводом авиа музея.
«Этот самолет нес три ракеты, ядерная боеголовка в каждой обладала мощью в 10 раз больше бомбы, сброшенной на Хиросиму», - говорит Антоненко о стратегическом ударном бомбардировщике Ту-22 М3.

«Этот самолет нес три ракеты, ядерная боеголовка в каждой обладала мощью в 10 раз больше бомбы, сброшенной на Хиросиму, - говорит  Антоненко о стратегическом ударном бомбардировщике Ту-22 М3. – Две такие ракеты могли стереть Киев с лица Земли. А в нем еще была система дозаправки в воздухе, позволяющей ему долететь в любую точку мира». Эти военные самолеты до сих пор используются в авиации России и Индии.

Перед тем, как попасть в музей, этот экземпляр был звездой одной авиавыставки. «В 1998 году этот самолет принимал участие в выставке в Лондоне. В кабине сидели герцог Эдинбургский, король Саудовской Аравии и высшее руководство НАТО. Собственно из-за этого нам его и отдали»,- говорит  Антоненко.

Еще один выдающийся экспонат- самолет МиГ-25, которому до сих пор принадлежат мировой рекорд высоты (37.7 км) среди серийных самолетов. Есть еще один рекордсмен- самый большой в мире вертолет Ми-26.

Успех не всегда сопровождал советских инженеров. В музее можно увидеть пример не совсем удачной модели- противолодочный самолет-амфибия Бе-12. «Его разработали в начале 60-х и за 10 лет самолет не обнаружил ни одной подводной лодки,- рассказывает Антоненко. – На то время конструкторы подводных лодок были на высоте, а в Бе-12 аппаратура была расположена слишком близко к двигателю, что блокировало сигнал. Его последующие модификации были успешные».

В основном, самолетами в музее можно полюбоваться только снаружи, но три из них можно рассмотреть изнутри, и даже забраться в кабину пилота.

С развалом СССР развитие авиации в Украине практически сошло на нет- в коллекции нет ни одного экземпляра, сделанного за время независимости.

Хотя информация об этом музее очень скудна, ежегодно сюда приходят около 25 000 посетителей, включая зарубежные делегации из различных клубов любителей авиации. Больше всего людей в теплое время года, а также на различные праздники, посвященные авиации или армии. Иногда приходят и те, кто летал на таких же самолетах.

Один из них - 54-летний бывший бортмеханик Виктор Гречанюк. Он летал на самолете Ил-76, который сейчас можно увидеть в музее. Последний его полет состоялся в 1994 году. «Однажды я увидел этот музей в новостях. Я пришел посмотреть на Ил-76, но потом остался здесь работать»,- говорит Гречанюк. Во время войны в Афганистане на Ил-76 Гречанюк доставлял продовольствие и медикаменты для солдат. Сейчас он проводит практические занятия со студентами Национального Авиационного Университета на самолете, который он знает как свои пять пальцев.

www.aviamuseum.com.ua

ул. Медовая, 1, тел.: 451-8314, 451-8324

Время работы: среда- воскресенье, 10:00 – 17:00

Цена билетов: 5-15 грн

Джерело Kyiv Post   Автор: Наталья Горбань