Компании, которые связывают с Ароном Майбергом, сконцентрировали 100% авиаперевозчика
Приватизация госпакета авиакомпании «Международные авиалинии Украины» (МАУ) не совершит переворота на рынке воздушного сообщения, которого так ожидают его участники. Точнее, спокойствие на нем не воцарится. Компания точно так же рьяно будет бороться с монополией группы «Приват» на отдельных направлениях. Не исключено, что приватовцы будут оспаривать продажу госпакета.
Вкладывать есть во что
61,58% акций МАУ ушли «без молотка» за 287,229 млн. грн. Такую стоимость назвал Фонду госимущества нанятый оценщик. Конкурс ФГИУ не проводил, сославшись на то, что МАУ — частное акционерное общество, и действующие акционеры имеют первоочередное право выкупить этот пакет. «Все эти структуры теперь подконтрольны Арону Майбергу, который наконец-то дождался своей очереди и получил то, что ему было обещано во время президентских выборов», — заявил член комиссии Верховной Рады по приватизации Александр Бондарь.
В пресс-службе МАУ отметили, что разгосударствления компания ожидала давно. «Существовала нехватка рабочего капитала. Также на нас, как на государственное предприятие, действовали законодательные ограничения, например закон о государственных закупках, регулирование расходов на рекламу и т.д. Это существенно ограничивало гибкость и оперативность принятия решений по сравнению с частными украинскими и иностранными конкурентами», — отметили в пресс-службе. Менеджмент МАУ ожидает инвестиций на расширение и обновление парка самолетов, развитие восточного вектора маршрутной сети и сети внутренних рейсов Украины.
Эксперт Центра экономического и политического анализа Ирина Кава уточняет, что одна из первоочередных задач, которую нужно решать новому собственнику МАУ, это пополнение флота региональными самолетами, на которых можно и внутренние рейсы развивать, и накатывать новые зарубежные направления.
Ни авиакомпании, ни ФГИУ
В то же время эксперты не ожидают большого притока денег от нового собственника. «Инвестиций компания так и не получит. Непонятно, зачем было продавать этот пакет Майбергу, который за столько лет, что он владел пакетом МАУ, не вложил туда ни копейки. Другое дело, если бы можно было продать этот пакет тем же «Австрийским авиалиниям» или какому-нибудь другому ответственному инвестору. Но когда мы рассматривали вопрос целесообразности приватизации МАУ на комиссии, то так и не получили от Александра Рябченко четкого ответа, зачем это делать именно сейчас», — отметил Бондарь. К тому же на рынке говорят о том, что цена госпакета была занижена. Подобным вопросом задается и старший партнер юридической фирмы «Ильяшев и Партнеры» Роман Марченко. «Если другая бизнес-группа, занимающаяся авиаперевозками, заявила о том, что готова заплатить вдвое большую цену за этот объект, то возникают вопросы к распорядителю государственным пакетом — почему он не захотел получить гораздо большие средства? Возникают вопросы и к оценщику», — говорит он.
Впрочем, о неадекватности планируемой цены продажи основной конкурент МАУ — группа «Приват», контролирующая четыре украинские авиакомпании, твердила на протяжении последних полугода. Эксперты допускают, что в случае смены власти группа сможет добиться через суд отмены результатов приватизации. В любом случае после монополизации в руках «Привата» большего числа украинских авиакомпаний МАУ будет вынуждена активнее конкурировать на рынке, а не полагаться, как раньше, на свои привилегии, которые она, как госкомпания, имела при открытии маршрутов.
Структура собственности компании МАУ, %
*Все эти компании, по словам Александра Бондаря, близки к Арону Майбергу. «Австрийские авиалинии» вышли из состава акционеров в 2010 году
Источник: оценка экспертов