Если беспорядки и нестабильность продолжатся в Ливии и Египте, то украинский авиапром может на неопределенное время потерять эти рынки сбыта. Об этом заявил генеральный директор Харьковского государственного авиационного предприятия Анатолий Мялица.
Начиная с 2007 г. страны Северной Африки уже заказали Харькову 5 самолетов. Но, похоже, что из-за волны революций дальнейших заказов в ближайшее время ожидать не стоит. «Возможно, мы можем потерять эти рынки сбыта. Должна быть стабильность, тогда самолеты будут продаваться, и если нет стабильности, самолеты не будут покупать», – отметил Анатолий Мялица.
Как говорит генеральный директор «Международного аэропорта Белгород-Харьков» Николай Марченко, в случае уменьшения заказов из стран Северной Африки, у Харькова остаются в резерве рынки стран СНГ и Азии.
Когда Украина окончательно присоединится к концепции «открытого неба» с ЕС, на внутренние рейсы придут иностранные компании, которые вряд ли будут покупать украинские самолеты, отметил преподаватель кафедры международной экономики в Харьковском национальном университете Сергей Беренда. «Пока Украина не может выдерживать конкуренцию с западными самолетами. Проблем много в подготовке кадров, строительстве, обслуживании, менеджменте», – говорит Сергей Беренда.
Поэтому, по мнению эксперта, временная потеря арабского рынка на фоне глубинного кризиса в украинском авиапроме не является существенной проблемой. Наилучшим вариантом для украинских самолетостроителей г-н Беренда считает объединение в мощную государственную корпорацию.
«Пока не произойдет это объединение, мы будем производить 3-4 самолета в год и довольствоваться такой ролью на мировом рынке», – говорит эксперт.
Впрочем, большинство опрошенных обозревателей прогнозируют, что заказы от партнеров из стран Северной Африки могут возобновиться уже через год-два.