Контракт между «Якутией», «Авиакором» и ФЛК был заключен 3 марта 2006 года. В соответствии с ним завод должен поставить три самолета Ан-140 (стоимость их не раскрывается, каталожная цена 8,5 млн долл.), а ФЛК - до конца года профинансировать пятью траншами производство самолетов. Впрочем, Сергей Лихарев сетует на то, что обязательства по финансированию пока не выполняются. «ФЛК просто не платит нам. На данный момент была проплачена всего лишь пятая часть от необходимого» - отмечает г-н Лихарев. По его словам, поначалу ФЛК мотивировал задержки с финансированием тем, что Сбербанк не выдавал им кредит. Затем в качестве причины назвали сокращение государственного финансирования лизинговых программ. Г-н Лихарев напоминает, что контракт с «Якутией» и ФЛК имеет определенный график поставок, который сейчас исполняется, однако сроки поступления платежей полностью сорваны. «Мы поставили один самолет, готовим к передаче второй и уже заложили третий; все работы мы выполнили практически за счет собственных средств», - сказал Сергей Лихарев.
Директор «Авиакора» также раскрыл структуру платежей. Из его объяснения следует, что авиакомпания делает платежи регулярно. А из 4,5 млн долл., переданных ФЛК «Авиакору», 3 млн составили лизинговые платежи авиакомпании. «То есть средства были прогнаны через лизинговую компанию», - отметил г-н Лихарев. По его словам, юристы предприятия готовы подать в арбитражный суд иск на ФЛК, однако это будет сделано лишь в крайнем случае, поскольку суд продлится как минимум до середины 2007 года.
Источник РБК daily в финансовых кругах подтвердил, что Сбербанк в минувшую пятницу действительно рассматривал вопрос по предоставлению ФЛК кредита. По его словам, из 25 млн долл. (каталожная цена самолетов), которые потребуются для реализации данного проекта, банк уже выделил 7,5 млн долл. При этом сейчас для достройки самолетов «Авиакор» берет деньги у коммерческих банков, таких как «Союз», и в региональном «Солидарность».
Получить комментарий у ФЛК РБК daily не удалось. Представители авиастроительных компаний говорят, что нынешний генеральный директор ФЛК Евгений Зарицкий в ближайшее время должен уйти в отставку, сама компания перестанет заниматься финансированием поставок готовой авиационной продукции, а станет финансировать сделки по покупке оборудования для авиационных предприятий.
Напомним, что «Авиакор» - не первое предприятие, столкнувшееся с задержкой финансирования ФЛК. Задержку поставок самолетов Ту-214 еще весной подтвердила гендиректор авиакомпании «Трансаэро» Ольга Плешакова. Всего эта авиакомпания хотела взять в лизинг у ФЛК в общей сложности десять самолетов марки Ту-214.
Самарский авиационный завод «Авиакор» был основан в декабре 1930 года., он является одним из пяти крупнейших предприятий России по производству пассажирских самолетов. В разное время здесь выпускались АНТ-25, Ил-2, Ту-114, Ту-154. В 80-е годы параллельно с выпуском пассажирских самолетов предприятие занялось производством самолетов по заказу Министерства обороны. Сегодня «Авиакор» выпускает Ан-140, наладило капитальный ремонт самолетов Ту-154 и производство запасных частей к нему. Также предприятие пытается наладить кооперацию с Bombardier.
РБК daily