22.03.11 
ImageУкраинские авиаторы готовы стереть границы в небе. Но за счет конкурентов

Игроки отечественного рынка пассажирских авиаперевозок негативно оценили планы правительства по свертыванию переговоров с ЕС относительно подписания договора о создании Единого воздушного пространства (так называемое «Открытое небо»).

Напомним, что такую перспективу на минувшей неделе озвучил вице-премьер - министр инфраструктуры Украины Борис Колесников. По его мнению, пускать в Украину иностранных авиаперевозчиков невыгодно, поскольку украинские авиакомпании останутся без работы. Кроме того, Колесников заявил, что европейские авиакомпании не получат свободный доступ к украинскому рынку, пока ЕС не отменит визы для украинцев.

Как известно, в настоящее время количество воздушных перевозчиков и частота их полетов на маршрутах регулируются межправительственными соглашениями между Украиной и другими странами. Вместе с тем, договор о Едином воздушном пространстве с ЕС предусматривает снятие всех ограничений между государствами-участниками в сфере воздушных перевозок.

Критики подобной либерализации рынка отмечают, что такие правила игры обанкротят отечественные авиакомпании, которые не выдержат конкуренции с европейскими. Сторонники же «Открытого неба» заявляют обратное – компании готовы к борьбе. Кроме того, свободная конкуренция должна заставить перевозчиков пересмотреть ценовую политику, что только сыграет на руку пассажиру.

«Свободная конкуренция будет стимулировать авиаперевозчиков и аэропорты использовать ресурсы более эффективно. Ее существование также даст пассажирам больший выбор услуг и ценовых предложений. Развитие украинского авиационного рынка будет тем активнее, чем более открытым он будет становиться в плане предоставления назначений на маршруты и эффективности работы аэропортов», – сообщил «Комментариям» генеральный директор «Визз Эйр Украина» Сергей Дементьев.

В то же время, рассказал «Комментариям» помощник генерального директора «АэроСвита» по связям с общественностью Сергей Куцый, его компания готова к конкуренции с крупными игроками из ЕС – в прошлом году были инвестированы средства в обновление флота. Как ожидается, поставки новых самолетов начнутся уже в конце нынешнего года.

Однако теперь вице-премьер дал понять, что все ранее достигнутые договоренности об открытии неба будут откорректированы. В «АэроСвите» в связи с этим не исключают, что за новыми приоритетами профильного министерства стоят сильные лоббисты – сторонники ограничения конкуренции. «Такое радикальное изменение ориентиров отраслевым министерством было для нас абсолютно неожиданным. Не исключено, что достаточно высокими оказались лоббистские возможности сторонников ограничения конкуренции. В этой связи нас пугает опасность консервации существующих в Украине антирыночных правил игры. Это означает, что во многих секторах авиационного рынка конкуренции еще долго не будет. Цены на услуги в аэропортах и за аэронавигацию будут и дальше отпугивать авиакомпании. Сохранится неприемлемая практика предоставления эксклюзивного доступа к европейским маршрутам одному перевозчику и ограничение прав на полеты в Европу для остальных», – отметил Куцый.

Джерело Комментарии

На фоне нового витка отношения власти к планам по либерализации рынка, любопытен факт судебной тяжбы между «АэроСвитом» и «Международными авиалиниями Украины» вокруг права летать из Киева в Лондон. Инициатором разбирательств выступила «МАУ», которая подала иск против Госавиаадминистрации, Фонда госимущества и «АэроСвита» в связи с предоставлением последней права летать по маршруту Киев - Лондон. При обосновании иска, в «МАУ» сослались на учредительный договор между акционерами компании, по которому государство в лице Фонда госимущества получило 60% уставного фонда предприятия в обмен на ряд эксклюзивных направлений. В частности, «МАУ» получила право быть единственным с украинской стороны назначенным перевозчиком на более чем 20-ти европейских направлениях в течение 10-ти лет.

Подобная политика государства, которое кидает кость в виде перспективного зарубежного маршрута то одной компании, то другой (скандалы относительно тех или иных назначений случаются с завидной регулярностью), видимо, порядком надоела игрокам рынка. Поэтому даже перспективы конкуренции с европейскими авиагигантами их уже не пугают – авиакомпании рвутся в открытое воздушное пространство Европы. Одновременно, долететь туда им мешают внутренние противоречия, которые вскрывают полярное понимание сути конкуренции и ее законных способов. Неудивительно, что в этой ситуации политика государства может кардинально меняться, показывая степень влияния на государственные институты того или иного игрока. Но независимо от того, кто же оказался влиятельным лоббистом ограничений, сложившаяся ситуация пока не оставляет пассажирам шансов на удешевление услуг авиаперевозчиков.