Авиастроители, наконец, достучались до парламентариев. Проблемы с тендерными процедурами в авиапроме привлекли внимание народных депутатов и они провели выездное заседание профильного комитета ВР на базе антоновского КБ в Святошино.
По итогам этого мероприятия было принято решение поддержать предложения авиастроителей по изменению норм законодательства связанных с проведением тендеров. В ходе заседания глава комитета ВР по промышленной и регуляторной политике и предпринимательству Наталья Королевская прониклась проблемами отечественного авиастроения. По ее мнению одной из главных проблем отрасли как раз и является организация и проведение тендеров. В среднем, их проведение занимает от трех до пяти месяцев и требует множества бюрократических процедур, а также «сотен миллионов долларов расходов». Впрочем, организаторы мероприятия так и не смогли назвать точную сумму потерь, связанных с проведением тендеров, но пообещали к рассмотрению очередного «антитендерного» законопроекта в ВР, в мае этого года, специально посчитать эту сумму и акцентировать внимание парламентариев на убытках.
Напомним, что законодательство требует проводить тендеры всем госпредприятиям вне зависимости от специфики их деятельности. Абсурдность ситуации, в данном случае, заключается в том, что самолет сертифицируется с определенным комплектом оборудования. Альтернативных производителей для него чаще всего нет. Например, проводить тендер на двигатели для Ан-148 не имеет смысла - кроме «Мотор-Сичи» их все равно поставлять некому. Если же теоретически рассмотреть возможность установки двигателей западных производителей, то это уже будет другая модификация самолета и тендеры тут уже не причем.
Выходом было бы проводить тендеры только в тех случаях, когда закупки осуществляются исключительно за госбюджетные средства, а не за счет средств самих предприятий. Этот вопрос уже рассматривал в конце февраля премьер-министр Николай Азаров, при вручении сертификата типа на Ан-158. Во время церемонии он даже пообещал решить проблему. Но, при очередном голосовании в парламенте, фракция ПР дружно провалила законопроект. Так что судьба майского голосования тоже под вопросом.
Также на заседании профильного комитета ВР обсуждался вопрос усиления работы с финансированием долгосрочных программ в авиапроме. В частности, речь шла о давно обсуждаемом проекте компенсации процентных ставок по кредитам коммерческих банков. На этот проект из года в год обещают выделять в среднем 300-500 млн. грн., но из-за различных бюрократических причин он не реализуется. Впрочем, эта же схема не действует и в других сегментах экономики.
Кроме того, был затронут вопрос т.н. экспортной поддержки контрактов. Это также давняя тема - еще в 2003 г. предлагалось ввести целую систему сопровождения экспортных контрактов в авиапроме при помощи Укрэксимбанка (введение краткосрочных кредитных линий, гарантий по платежам, упрощению таможенных формальностей и т.п.). Эта система должна стимулировать поставку украинской техники за рубеж, по примеру аналогичных мер американского Boeing, но дальше деклараций дело так и не пошло.
И наконец, не был обделен вниманием и «старый» проект создания государственной лизинговой компании, которая на долгосрочной основе могла бы кредитовать авиастроительные проекты. Этот вопрос обещали также решить, правда, что делать с другими аналогичными проектами с «Лизингтехтрансом» (финансирование Ан-148) и «Укртранслизингом» (работы по Ан-140), не говорилось.