Александр Шпуль живет в... ангаре среди дельтапланов и уже 35 лет бороздит небо Южной Пальмиры
Кто не мечтал почувствовать себя птицей и посмотреть на любимый город с нескольких сотен метров? 56-летний одессит Александр Шпуль осуществил эту мечту еще в 1976-м и вот уже 35 лет бороздит небо над Южной Пальмирой. Все началось, когда 21-летний студент одесского Политеха взял в руки популярный в Союзе журнал «Вокруг света», наткнулся на фотографию летящего вниз с отвесной скалы дельтаплана и вместе с друзьями решил открыть авиаклуб. «Поначалу никакого дельтаплана у нас не было. Собирались после пар и разговаривали о полетах и авиации, — вспоминает наш земляк. — Но однажды решили — строим дельтаплан».
Не имея чертежей, собирали аппарат по той самой картинке из журнала. «Мы спроецировали снимок на стену, измерили высоту людей на фото и сопоставили с ростом человека, чтобы определить масштаб дельтаплана, — рассказывает одессит. — Делали все из подручных материалов: крылья — из плотной марлевой ткани, перекладины — из шестов для прыжков высоту». В воздух самодельный дельтаплан поднялся только однажды, на склоне возле 13-й ст. Фонтана. «Я не знал, как приземлиться, поэтому выбрал огромную кучу чернозема (его использовали для посадки деревьев на склонах. — Авт.) и на огромной скорости впечатался в землю, — смеется Александр. — Потом еще долго отплевывался и доставал землю из ушей».
Следующий летательный аппарат энтузиасты строили в холле одного из корпусов Политеха. А вот дельтаплан с мотором у Александра появился только в 1989-м. «Двигатель можно было купить и поставить намного раньше, но я хотел собрать мотор сам, — говорит он. — Потратил на это 6 лет жизни, но так и не смог. Недоделанный двигатель до сих пор стоит у меня в ангаре. А тогда на аппарат поставил покупной, со снегохода «Буран». За 35 лет Александр заслужил мастера спорта, стал командиром летного звена и пилотом-инструктором международной категории (имеет право обучать полетам. — Авт.).
Семь лет назад Шпуль отдал квартиру детям и переехал жить на аэродром «Гидропорт». Небольшая, но уютная квартира расположена в... ангаре с мотодельтапланами. Внутри постоянно звучит ретро-музыка, а из приоткрытых ворот ангара открывается вид на бескрайнее поле с раритетными самолетами. Местные поговаривают, что на аэродроме живут даже два настоящих орла. «Небо — это их территория. Иногда они угрожающе пикируют на мотодельтапланеристов, показывая, кто здесь главный. Но на меня не бросаются. Уважают, наверное», — смеется Шпуль. К слову, с женой Светланой Александр познакомился здесь же. Она пришла, чтобы взять у него интервью. Девушке настолько импонировала обстановка на аэродроме, что она решила здесь остаться. «Я здесь уже 6 лет и ни на минуту не разочаровалась», — улыбается Светлана.
К слову, интерес к полетам среди одесситов не велик, — в городе обладателями мотодельтапланов является не больше 10 человек. «Это очень дорогое увлечение. Только цена двигателей колеблется от 4 до 18 тыс. евро», — говорит Александр Шпуль. Он мечтает возродить клуб мотодельтапланеризма в Одессе и привить интерес к полетам современной молодежи. А недавно даже взял несколько человек на бесплатное обучение.
Лепестки роз над Одессой и полет в кино
Мотодельтаплан Александра Шпуля неоднократно могли видеть все одесситы. Несколько раз пилот принимал участие в праздновании Дня города. «Первый раз это было 16 лет назад, на 200-летие Одессы. Тогда мой аппарат кружил над центром города и морвокзалом, — вспоминает Александр. — Были попытки посыпать город лепестками роз, но это намного удобней делать из вертолета, и к этому я больше не возвращаюсь».
А однажды пилот вместе со своим летательным аппаратом даже принял участие в съемках фильма в Полтаве, где режиссер Наталья Мотузко снимала картину «Голос травы» (по сюжету, молодую чародейку посвящают в тайны волшебства. «Меня пригласила Одесская киностудия. Я должен был поднять оператора в небо, чтобы он снял небо и землю с высоты для будущего полета волшебницы, — вспоминает одессит. — У меня тогда был слабенький аппарат, мотор быстро нагревался, и я боялся, что он может заклинить. Но все обошлось, и съемки прошли успешно».
Шустрый «колибри» и победа во Франции
Между тем Александр Шпуль продолжает проектировать летательные аппараты. Так, его рукам принадлежит один из самых малогабаритных мотодельтапланов в мире — «Колибри», один экземпляр которого томится в ангаре в ожидании полетов. Несмотря на свой маленький размер, говорит конструктор, аппарат очень маневренный, к тому же на нем стоит настоящий авиационный двигатель.
Еще один проект мотодельтаплана Шпуля прославился на весь мир во время международных соревнованиях по мотодельтапланеризму в конце 1990-х. В ходе марафонской гонки-перелета Киев—Тулуза (Франция) пилот Владимир Чечин первым добрался до финиша, опередив на сутки лучшие экипажи из Европы. «На 50% это заслуга пилота, еще на 50% — аппарата, — признается Александр. — На одном из этапов гонки была сильная гроза, и большинство экипажей остановились ждать улучшения погоды, а Вова рискнул. Правда, меня в тот момент не столько волновала победа, сколько то, что аппарат выдержал такие нагрузки и принес пилота целым и невредимым».