В этом году в Украине рекордно выросли пассажирские международные авиаперевозки. Хотя I квартал считается "низким сезоном", рост за этот период составил 54%. Перевозчики сосредоточились на открытии новых направлений после их сокращения в кризис, но в итоге это увеличит убытки в текущем году, ожидают эксперты.
Если общий объем перевозок украинскими авиакомпаниями в I квартале увеличился лишь на 29,2%, до 1,2 млн человек, то на международных рейсах рост 8 компаний составил 54%, до 792,8 тыс., сообщили в пятницу Ъ в Госавиаслужбе. Для сравнения: внутренний рынок составил всего 190,5 тыс. пассажиров (+24,3%), а суммарный пассажиропоток в украинских аэропортах – 2,03 млн человек (+21,7%).
Столь высокие темпы роста удивительны еще и потому, что I квартал – традиционно "низкий сезон" в авиации, говорит генеральный менеджер Amadeus (оператор системы бронирования авиабилетов) в Украине Алексей Муровцев. "С начала года перевозчики вывели много новых маршрутов и увеличили частоты. За счет этого увеличились транзитные потоки",– отмечает господин Муровцев. Он также обращает внимание на органический рост рынка, который восстанавливается после кризиса: "По итогам года он может вырасти на 10-15%, а с учетом агрессивной маркетинговой политики авиакомпаний общее увеличение будет значительно выше",– отмечает генеральный менеджер Amadeus.
Быстрее всего растут показатели "АэроСвита": по итогам трех месяцев на международных регулярных рейсах были перевезены 533,6 тыс. человек (+175%), говорится в данных Ассоциации европейских авиаперевозчиков (AEA). А в компании объясняют, что в I квартале прошлого года они развивались еще по "депрессивному" расписанию – во время кризиса позиции перевозчика сильно ослабли. Но затем в 2010 году "АэроСвит" открыл более 20 новых маршрутов, увеличил частотность, активнее работал с агентской сетью и улучшил тарифную политику, рассказал помощник генерального директора "АэроСвита" по связям с общественностью Сергей Куцый. В I квартале наибольший рост продемонстрировали направления Киев–Тбилиси (+241%), Киев–Дубай (+233%) и Киев–Санкт-Петербург (+227%). В этом году перевозчик начал полеты в Лондон, Краков, Карловы Вары и Новосибирск. "Кроме того, 'АэроСвиту' помогает работа в альянсе 'Украинская авиационная группа' – за счет партнерства компания получает доступ ко многим маршрутам и разным типам самолетов",– добавляет эксперт Центра политического и экономического анализа Ирина Кава.
Согласно данным AEA, увеличение перевозок МАУ было гораздо скромнее – на 17,5%, до 201,6 тыс. пассажиров. В компании объясняют это "низким сезоном". "За счет II и III кварталов мы рассчитываем перекрыть эти показатели. Мы будем запускать новые направления и увеличивать частоты и флот. Так, в конце квартала мы открыли маршруты в Астану и Самару, которые неожиданно хорошо заполняются уже сейчас",– отметила пресс-секретарь МАУ Евгения Сацкая.
По итогам года "АэроСвит" и МАУ рассчитывают выйти на докризисные показатели – перевезти около 2,5 млн и 2 млн человек соответственно. "Для компаний этот год, как и прошлый, будет эволюционным. Они будут много тратить на развитие, что скажется на их прибыльности",– предупреждает Ирина Кава. 2010 год МАУ закончила с убытком в 200 млн грн (данные неаудированной отчетности), чистый убыток "АэроСвита" составил 442,39 млн грн. "Наши ожидания по прибыли в этом году осторожные, так как много планов требуют больших затрат. Но в будущем это даст свой результат",– говорит Евгения Сацкая. Сергей Куцый объясняет, что доходными новые линии обычно становятся только через 1-2 года эксплуатации.