Парадоксально, но факт: многие запорожцы предпочитают пользоваться услугами Днепропетровского аэропорта, а не родного Запорожского. В чем причина? С этого вопроса и начался наш разговор с генеральным директором международного аэропорта “Запорожье” Виктором Бискупским.
Выгодно компании. А пассажиру?
–Я САМ удивляюсь и не могу понять, почему многие запорожцы стремятся лететь из Днепропетровска, — говорит Виктор Григорьевич. — Ведь там цена билетов в 2-3 раза выше. Если у кого-то есть предубеждения против тех самолетов, которые у нас выполняют рейсы (Ан-24, Ан-140), то я могу со всей ответственностью сказать, что самолеты абсолютно надежны. Ничем не уступают по комфорту тем, которые летают из Днепропетровска. Конечно, география полетов у соседей гораздо шире.
Аэропорт “Запорожье” работает в обычном режиме. Выполняем регулярные рейсы на Киев (в “Борисполь”), которые обеспечивает авиакомпания “Мотор Сич”, в Москву, а также чартерные на постоянной основе — в Турцию, Черногорию. А также бизнес-полеты, грузовые рейсы. В среднем принимаем-отправляем 5-6 рейсов в день. При этом выполняем все требования, необходимые для обеспечения высокой безопасности. Традиционно занимаем 8-е место среди 28 сертифицированных аэропортов страны.
— А почему нет рейсов в Киев в выходные дни, и вообще нет в аэропорт “Жуляны”, в другие города Украины?
— Это определяет авиакомпания. “Мотор Сич” пробовала летать на “Жуляны”, изучала спрос. Получилось, что загрузка несколько ниже. Экономически выгодней летать на “Борисполь”. Мы ведем переговоры об открытии рейса на “Жуляны”, но пока в Украине мало компаний, выполняющих внутренние рейсы.
— Некоторое время службы аэропорта сильно критиковали за слишком “волнистую” поверхность взлетно-посадочной полосы...
— Поверхностный слой взлетной полосы имеет свойство через определенное время разрушаться. Мы ее поддерживаем как можем, проводим текущий ремонт своими силами. Но, конечно, полоса не такая идеальная, как в “Борисполе”. Разговоры по поводу улучшения ее качества велись, но денег так никто и не выделил.
Сначала мы попали в программу “Евро-2012” как резервный аэропорт для Днепропетровска. Нам дали некие финансы, запроектировали реконструкцию летной зоны. Но это был единственный случай за все годы независимости, когда конкретно выделили деньги для аэропорта. А потом все остановилось. И теперь проект как бы есть, но когда появятся деньги на его реализацию, никто не знает. Днепропетровск выпал из “футбольной” программы, и финансирование прекратилось.
Сервис отстает от времени
–И ВСЕ ЖЕ, как вы считаете, аэропорт “Запорожье” развивается или стоит на месте?
— Я проработал здесь на разных должностях более 35 лет. Хорошо помню бурный расцвет при СССР, когда была масса внутренних рейсов, самолеты летали чуть ли не в каждый райцентр. Но сегодня мы остановились. Чтобы развиваться, надо вкладывать средства.
Тот уровень сервиса, который мы предлагаем пассажирам сегодня, уже не удовлетворяет ни сами компании, ни пассажиров. Ведь все основные здания и сооружения аэропорта были построены в 1952 — 1965 годах. Естественно, что за эти годы он физически и морально устарел. Если здесь ничего не предпринимать для улучшения сервиса, нас могут лишить статуса международного.
— А откуда идет финансирование?
— Финансирования, повторяю, нет. Только то, что можем заработать, то и тратим на себя. Никто нам не дает ни копейки. Единственную помощь оказывает горсовет, предоставляя на протяжении многих лет льготу по уплате земельного налога. Сэкономленные деньги тратим на содержание аэровокзала и других объектов аэропорта.
Выход — в изменении собственности?
–ПОСТАВИМ вопрос иначе: чьей структурой является аэропорт?
— Это чисто государственная структура. В Украине осталось три государственных аэропорта: "Львов", "Борисполь" и "Запорожье". Подчиняемся Мининфраструктуре. Нижестоящие бюджеты по закону не имеют права нас финансировать. Поэтому я вижу единственный выход — в реформировании собственности. Большинство аэропортов страны сегодня находятся в коммунальной собственности — в собственности облсовета или горсовета. И аэропорты в гораздо меньших городах, чем Запорожье, неплохо чувствуют себя в таком состоянии.
— И как идут ваши переговоры с горсоветом?
— В марте этого года сессия горсовета дала добро на прием аэропорта в коммунальную собственность. Но вопрос завис в Мининфраструктуре.
— Получается, что министерство и само ничего не делает, и отдавать объект не торопится...
— К сожалению, да. Все упирается в Концепцию государственной программы развития аэропортов Украины до 2020 года, утвержденную распоряжением Кабмина правительства Тимошенко. Чтобы преодолеть этот затор, надо внести соответствующую поправку. Эту проблему знают и горсовет, и облгосадминистрация, но пока вопрос не решается. Хотя, как показывают примеры Мариуполя, Кривого Рога, Сум, Черновцов, где аэропорты находятся в коммунальной собственности, это надо делать сегодня.
Я уверен, что Запорожский аэропорт имеет мощный потенциал, учитывая его географическое расположение, насыщенность промышленности, количество населения. Он, безусловно, будет востребован. Но для взлета надо вложить в него деньги и провести реконструкцию. Надо поднять его на современный уровень. Когда Запорожье сможет иметь достойный аэропорт? Надеюсь, что в ближайшие год-два. Раньше — вряд ли...