13 июля в небо над городом поднялся самолёт, созданный одесскими авиаконструкторами. Последний серийный самолёт был построен в Одессе в далёком 1923 году. И вот теперь — долгожданное возрождение самолётостроения.
Есть ли в Одессе самолётостроение? Многие скажут, когда-то было, но теперь всё позади. Так вот — это не так.
Новый самолёт собран в цехах предприятия «Авиаремсервис». Последний раз предприятие выпускало серийные самолёты ещё при жизни Ленина. Тогда это был известный завод «Анатра». Самолёт «Конёк-Горбунок», выпущенный в 1923 году, казалось, поставил точку в одесском самолётостроении. И вот теперь первая ласточка. Точнее, первый «Дельфин». Так окрестили первый опытный образец.
«Самолёт, указанный выше, труд большого коллектива инженеров, конструкторов — вон они за моей спиной находятся, переживают очень сильно, и мы надеемся, что нам это даст большое будущее», — отметил главный конструктор проекта Игорь Бирюков.
С-09 «Дельфин» — самолёт лёгкого класса, таких на Украине ещё не выпускали. Он подходит для учебных целей, транспортных перевозок и использования в коммерческих нуждах. На борт машина берёт 4 человека, максимальная высота полёта — 3 600 метров.
«На этой машине начинаешь понимать Ефимова, Уточкина, они на таких машинах начинали летать. Здесь, в Одессе», — отметил лётчик-испытатель АНТК им. Антонова Сергей Ковалёв.
Типичный вопрос автомобилиста — сколько «Дельфин» ест топлива — в данном случае очень уместен. Революционный дизель французского производства работает на керосине и может приятно удивить кошелёк. Расход керосина — 30 литров в час. При цене литра — в 6 гривен.
Направлений использования этого самолёта просто масса. Одно из них — это аэротакси. Эта машина может доставить пассажира из Одессы в Киев с минимальными затратами приблизительно за 1 час 20 минут.
Вернуть Одессе отрасль самолётостроения для конструкторов завода было делом престижа. До последних лет «Авиаремсервис» занимался только обслуживанием и ремонтом воздушной техники. Чтобы создать первый за многие годы образец новой серии, конструкторам понадобилось 2 года работы. Авиаторы — люди не суеверные, но пока машина не села, до последнего волновались и держали кулаки.
Самолёты такого класса западного образца — американские, австрийские, Цирус, Даймонд, стоят порядка 500–560 тысяч долларов в их странах. Задача отечественного производителя — сделать самолёт дешевле хотя бы на треть. Это уже будет успех.
О борт самолёта не принято разбивать шампанское, но сегодня коллективу 100-летнего завода «Авиаремсервис» не грех и отметить победу. Они вернули городу крылья.