Мечты сбываются. Так можно охарактеризовать событие, имевшее место вчера, 26 июля, в Международном аэропорту «Донецк». Там была открыта лучшая в Украине новая взлетно-посадочная полоса, которая займет достойное место среди ВПП ведущих европейских аэропортов, а после завершения строительства нового терминала у Донецка есть все перспективы существенно увеличить пассажиропоток и перевалку грузов.
Тем более что новую полосу опробовал самый большой в мире самолет – Ан-225 «Мрия», минимальный взлетный вес которого составляет 283 тонны, а максимальный – 640 тонн. И командир взлетно-транспортного отряда ГП «Антонов» Дмитрий Антонов, успешно посадивший «Мрию» на новенькую «бетонку», не сомневается в том, что ВПП в Донецке выдержит такую нагрузку.
ВЫСОКО ВЗЛЕТИМ?
«В Украине построена действительно современная, отвечающая всем требованиям полоса, которая сможет принять любой тип самолета. Ан-225, на котором мы прилетели, остается самым большим (в мире, – ред.) по взлетной массе, даже больше “Аэробуса 380”. Качество полосы замечательное, надеюсь, что она в самое ближайшее время будет отвечать всем стандартам и будет допущена к посадке по всем категориям при любом минимуме погоды», – отметил командир «Мрии».
В свою очередь, губернатор Донецкой области Андрей Шишацкий выразил уверенность, что обновленный аэропорт обеспечит новые рабочие места с достойным уровнем заработной платы и позволит увеличить наполнение бюджетов.
Словом, новая полоса открыла новые перспективы, и, как заверил вице-премьер Борис Колесников, в обозримом будущем вокруг аэропорта будет построен бизнес-город «Мы планируем построить сверхсовременный выставочный центр, мультимедиацентр и бизнесгород», – сообщил Колесников, добавив, что на месте старого аэровокзала будет построен отдельный терминал, который носит рабочее название «Прокофьев-2». Там же будет построена гостиница для пассажиров, которые будут ожидать пересадки более 6 часов, чтобы они могли отдохнуть, не проходя таможенный контроль и не выходя в город.
БОЛЬШОЕ ДЕЛО
Для Донецка вчерашнее событие – это не просто очередной шаг к финальной части чемпионата Европы по футболу. Это ворота в Азию, а заодно и светлое будущее авиационной сферы города и отрасли страны.
«Строительство полосы началось в 2007 году. Слабое финансирование 2008-2009 годов не позволяло нам открыть ее в 2010-м, но, тем не менее, полоса закончена, и послезавтра начнутся регулярные полеты», – заявил вице-премьер-министр – министр инфраструктуры Украины Борис Колесников, открывая полосу. Он отметил, что новая ВПП позволит аэропорту осуществление дальнемагистральных авиарейсов. Причем первый из них уже в сентябре этого года отправится из Донецка в Пекин.
А после открытия нового терминала, которое состоится уже этой зимой, донецкий аэропорт сможет смело претендовать на роль хаба – транзитного аэропорта для дальнемагистральной авиации. Об этом, по словам вице-премьера, с иностранными авиаперевозчиками уже ведутся переговоры. И для Украины, и, в первую очередь, для Донецка, это не просто вопрос престижа. Хаб обеспечит бюджеты дополнительными поступлениями, а город еще большим количеством новых рабочих мест. Неспроста открывать новый терминал в Донецк приедет Президент Украины Виктор Янукович.
Окончание всех работ в Международном аэропорту «Донецк» ознаменует авиашоу, на которое уже приглашены ведущие мировые производители воздушных судов.
«Мы хотим провести небольшое шоу открытия терминала. Пригласили на апрель для презентации в украинском небе самолеты “А380” и “Боинг Эйрлайнер”, который в Европе еще не презентовался ни разу. Поэтому будем надеяться, что авиакомпании, представляющие и “Эйрбас”, и “Боинг”, выполнят свои обещания, и в апреле мы увидим настоящее шоу», – рассказал Борис Колесников.
ДОНЕЦКОЕ АВИАШОУ
Не осталась без своего авиашоу и новая взлетно-посадочная полоса. Компания «Альтком», которая в течение нескольких лет строила для донецкого аэропорта современную ВПП, для демонстрации качества и надежности своей работы, оплатила прокат крупнейшего в мире транспортного воздушного судна Ан-225 «Мрія». Именно эта многотонная махина стала первым серьезным испытанием для новой полосы.
Перед посадкой самолет сделал два круга над центром Донецка (если при его габаритах можно ограничиться таким малым радиусом разворота), пролетев их на предельно малой высоте. Хоть СМИ и предупреждали дончан, что над их городом будет кружить крылатый гигант, многие, как водится, до последнего момента оставались в неведении. И, как и следовало ожидать, увидев над собой низколетящий самолет, не на шутку испугались, многих горожан охватила паника, люди выбегали на улицу, считая, что самолет терпит катастрофу, но было в достатке и тех, кто восхищенно смотрел в небо, где неспешно демонстрировал свою впечатляющую мощь огромный самолет.
Можно не сомневаться, что дончанам и гостям города, не искушенным в авиашоу, как, например, жители Москвы, где подобные мероприятия можно считать традиционными, вчерашнее событие запомнится надолго. Тем более что, пожалуй, это один из тех моментов, когда чувствуешь гордость за свою страну, где почти 23 года назад была построена «Мрия», до сих пор существующая в единственном экземпляре и непроданная за рубеж… Кстати, шоу над Донецком стало знаковым для самолета – это был 1001-й полет гиганта.
РЕЖИМ «ПО-СВОЙСКИ»
Тем временем на аэродроме, где «Мрия» должна была завершить вальяжный полет и дать старт торжественному открытию, готовились к шумному празднику. В небольшой тени трех шатров, разбитых в конце новой взлетно-посадочной полосы, ютились музыканты оркестра, девочки-танцовщицы, техники и другие люди, призванные создавать праздник. Именно здесь Борис Колесников с сотоварищами должен был разрезать символическую ленточку и уже в одиночестве ответить на вопросы журналистов.
Столики с соками и минералкой на улице, а так же яства, исчезающие за полой шатра «сюда нельзя!», однозначно указывали на неоднородность ожидаемой публики. Об этом говорили и постоянно прибывающие вип-автомобили, которые не отказывали себе в удовольствии хорошенько разогнаться по новенькой «рулежке». В городе таких дорог и днем с огнем не сыщешь, а тут можно от души погонять на «Ягуаре», был бы «Ягуар». К слову, журналистов, пошутивших на тему «автобус не нужен – я на машине», сразу предупредили, что въезд личного транспорта на территорию аэродрома запрещен.
Только для чего готовилась столь торжественная церемония, было непонятно. Как это любят в Донецке, для пафоса и местных випов? Но нет. Ближе к началу «домашнего» авиашоу немаленькая площадка в конце новой взлетно-посадочная полоса заполнилась невесть откуда взявшимися людьми. Ведь ВПП – это режимный объект, к которому в обычный день даже подходить без дела не стоит. А тут – праздник и народные гуляния. Или это сотрудники аэропорта, имеющие «доступ» к загранице, и строители «Альткома» которые сутки не покидают объект, чтобы воочию увидеть то ли вице-премьера Колесникова, то ли Ан-225 «Мрія». Но откуда тогда взялись дети? Кто из уважаемых работодателей беспощадно эксплуатирует детский труд, причем на режимном объекте?
ЦАРСТВО ПАФОСА
Не меньшего внимания заслуживают и почетные гости, которых, судя по представительскому автопарку на «рулежке», собралось предостаточно. Что здесь делают все эти люди?! Нет вопросов разве что к губернатору Андрею Шишацкому и мэру Донецка Александру Лукьянченко, которые вместе с министром инфраструктуры Борисом Колесниковым участвовали в церемонии открытия. По информации «УРА-Информ.Донбасс», часть гостей была приглашена министерством инфраструктуры, но были и другие должностные лица, которые в свое рабочее время должны бы находиться в совсем других кабинетах. Но всем им хотелось то ли посмотреть на самый большой самолет, то ли промелькнуть перед взором Колесникова. Какая из этих причин подтолкнула прийти на ВПП, например, секретаря Донецкого городского совета Николая Левченко, одетого совершенно неформально, доподлинно не известно…
В Донецке в очередной раз не смогли удержаться от ненужного пафоса. И превращать это действительно нерядовое событие в праздник для всех жителей города тоже не захотели. И когда в полевом лагере, установленном на бетоне новой взлетно-посадочной полосы кипел праздник, за стенами режимного объекта еще продолжали обсуждать странное поведение огромного самолета в небе.
А ведь этим событием можно было наполнить городскую казну. Если бы взялись продавать билеты на незаурядное шоу по немалой цене для людей заинтересованных, в том числе, и вип-персон. Отдельная плата за вход в чрево воздушного гиганта и фото на его фоне. Даже возможность «погонять на “Ягуаре” по “рулежке”» можно было сделать отдельной прайсовой строкой. А уж желающие нашлись бы. Так, глядишь, город мог бы подзаработать, а в обиход жителей Донецка начало входить слово «авиашоу», тем более что отныне есть все возможности для проведения праздников не только на земле, но и в небе.