Авиакомпания "Урга" – крупнейший украинский эксплуатант самолетов Ан-24 и Ан-26 – может взять в свой флот первые иностранные суда. Перевозчик ведет переговоры о возможной покупке грузовой версии Saab 340. Обновление флота необходимо компании для новых контрактов. То, что в парке компании только старые советские самолеты, могло останавливать некоторых заказчиков от сотрудничества с ней, объясняют эксперты.
"Урга" ведет переговоры о покупке или лизинге двух самолетов Saab 340, рассказал источник, знакомый с планами авиакомпании. "Речь идет о грузовой версии этого самолета",– уточнил собеседник. Гендиректор компании Леонид Шмаевич сообщил, что компания действительно рассматривает возможность взять в свой флот самолеты Saab: "Но это только один из вариантов, который мы рассматриваем". По его словам, новые самолеты необходимы авиакомпании для выполнения новых международных программ. Лизинг самолетов Saab может обходиться в $50 тыс. в месяц, говорят участники рынка.
Господин Шмаевич рассказал, что в начале этого года авиакомпания всерьез изучала вопрос покупки самолетов марки Fokker. "Но эти суда не оправдывают себя экономически. Расход топлива на нашем Ан-24 в среднем на час полета дороже на $100-150, но техэксплуатация этого самолета в два раза дешевле",– отметил Леонид Шмаевич. По его словам, компания заинтересована в лизинге и украинских самолетов, в частности двух Ан-158, но подходящих предложений пока нет.
"Международная акционерная авиационная компания 'Урга'" создана в 1993 году, базируется в Кировограде. Осуществляет грузовые и пассажирские перевозки в основном по заказам ООН, а также чартерные международные рейсы. В ее парке, по данным официального сайта, 22 самолета Ан-26, Ан-24 и Ан-26-100, большая часть из которых находятся в собственности перевозчика. Крупнейший акционер (94,5%) – American International Consulting Corp. (AICC), 5,5% принадлежат греческой Lyktos Group of Companies Inc.
О покупке самолетов в "Урге" заговорили два года назад, когда Фонд госимущества продал 51% госакций авиакомпании ее соучредителю AICC. Пакет был продан всего за 13,7 млн грн, но в компании сразу заявили, что приватизация может содействовать дальнейшему развитию предприятия. "Иностранный инвестор боялся вкладывать средства в покупку самолетов, не доверяя государству",– отмечал тогда господин Шмаевич. Дело в том, что в 2007 году между ФГИ и AICC разгорелся громкий скандал. Так, согласно заявлениям частных инвесторов, ФГИ отказывался утверждать финплан предприятия и не давал согласия на приобретение самолета ATR-42 для выполнения заказов ООН. AICC блокировала собрания акционеров авиакомпании, а ФГИ в ответ инициировал проверки предприятия Контрольно-ревизионным управлением.
Самолеты, которые сейчас эксплуатирует компания, выпущены еще в 1970-х. Но отказываться от них "Урга" пока не будет. По словам господина Шмаевича, ресурс только Ан-24 использован лишь на треть – модель может эксплуатироваться до 2035 года. "Существующий парк самолетов 'Урги' подходит для Африки и Ближнего Востока, где нет подготовленных аэродромов. Их флот модернизированный и хорошо себя зарекомендовал, также компания может выставлять более низкую цену заказчикам,– отмечает вице-президент Avia Solutions Group Александр Ланецкий.– Однако некоторые клиенты могут требовать более новые самолеты". По его словам, недавно ряд латвийских и литовских авиакомпаний столкнулись с необходимостью замены парка Ан-26 на более современные самолеты. "Некоторые европейские аэропорты, в том числе в Германии и Финляндии, вносят негласные правила и отказываются принимать у себя Ан-26, хотя эти самолеты соответствуют всем параметрам безопасности",– говорит эксперт. По его словам, Ан-26 проигрывает грузовой версии Saab 340 в экономичности, но самолет может перевозить гораздо больше грузов.