16.10.06 
Стало известно, чем Украина готова расплатиться с Россией за сохранение льготных цен на газ до конца года, — «поспособствовать» российским госкомпаниям в приватизации украинского авиапрома и энергетики.
Москва пошла на переговоры, но настаивает, что украинская приватизация и цена на газ — вопросы самостоятельные, пишут Ведомости.

В августе и сентябре премьер-министр Украины Виктор Янукович встречался с президентом России Владимиром Путиным и премьером Михаилом Фрадковым и добился от трейдера «Газпрома» — Rosukrenergo сохранения Украине льготной цены на газ в последнем квартале ($95 за 1000 куб. м).

Rosukrenergo потом посчитала, что это будет стоить ей свыше $400 млн. «Газпром» помог Украине договориться и о поставках среднеазиатского газа на 2007 г. В «Газпроме» заявляют, что его цена еще не согласована, но два источника, близких к переговорам, уверяют, что она будет минимальной — $130.

Эти уступки сделаны «с учетом перспектив расширения сотрудничества», выходящих за рамки газовой сферы, объясняли тогда обе стороны. Фрадков уточнял, что расшириться эти рамки могут прежде всего на электроэнергетику Украины. Как удалось выяснить, второй отраслью может стать авиапром.

В обмен на дешевый газ Янукович предложил «поспособствовать» России в приватизации украинских авиазаводов, уверяет бывший высокопоставленный чиновник администрации Ющенко. Факт переговоров об участии России в будущей приватизации украинской энергетики и авиапрома подтвердил и чиновник Белого дома.

Но «смешивать» их с переговорами по газу Москва не намерена, подчеркнул он, ведь газ Украина получит уже сейчас, а приватизация растянется на годы. В Фонде госимущества (ФГИ), минпромполитики и аппарате правительства Украины прокомментировать это не смогли, как и в российских Минпромэнерго и Роспроме. Связаться с пресс-секретарем Януковича не удалось.

Украинская энергетика и авиапром запрещены к приватизации. Но ФГИ и правительство Украины сейчас согласовывают список активов, которые войдут в программу приватизации на 2007 г., в первую очередь в этих отраслях. Это «самые ликвидные» активы страны, за счет их продажи Украина должна закрыть бюджетную дыру почти в $2 млрд, напоминает украинский депутат. Бывший сотрудник администрации Ющенко полагает, что более конкретная схема участия России в украинской приватизации станет понятна после визита Фрадкова в Киев 24 октября.

Объединить авиапромы двух стран еще в 2004 г. предложил депутат Александр Лебедев, владелец блокпакетов «Аэрофлота» и «Ильюшин-финанса». Тогда из этого ничего не вышло, вспоминает он. Но после назначения Януковича премьер-министром обсуждение такого проекта возобновилось, а в августе Янукович «очень символично» подарил Фрадкову значок с самолетом Ан-148, замечает источник, близкий к создаваемой российской Объединенной авиастроительной корпорации.

Два менеджера «Антонова» утверждают, что про переговоры об объединении слышат впервые. «Но в тесном сотрудничестве с Россией мы заинтересованы», — отмечает генконструктор и член правления корпорации Дмитрий Кива. Не слышал о переговорах и глава Роспрома Борис Алешин. Украина настроена сохранить контроль над своим авиапромом, уверен бывший сотрудник администрации Ющенко.

На днях Ющенко аннулировал указ своего предшественника Леонида Кучмы о создании Энергетической компании Украины. Это, по словам чиновника ФГИ Украины, означает подготовку к распродаже ее активов. С контролем над пятью крупнейшими генкомпаниями Украина вряд ли расстанется, уверен эксперт инвестбанка Foil Securities Роман Захаров, больше шансов на приватизацию областных сетевых компаний, например «Днепрооблэнерго» (капитализация — $306 млн, госдоля — 75%).

Все украинские энергоактивы очень интересны россиянам, уверен Захаров. У них больше потенциал для роста, чем у российских (к примеру, генерирующие мощности задействованы лишь на 40%), и возможность экспорта энергии в Европу. «Газпром» пока не думал об украинских энергокомпаниях, а РАО ЕЭС они могли бы быть интересны, говорят представители госкомпаний. Интересен и украинский авиапром, особенно АНТК им. Антонова с его разработками, добавляет директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов.

Справка: Основные госактивы Украины в авиапроме (АНТК им. Антонова, киевский авиазавод «Авиант», авиаремонтный завод в Киеве и харьковский авиазавод) в 2005 г. объединены в госкорпорацию «Национальное объединение Антонов». Оборот украинского авиапрома, включая двигателестроение, — $230 млн за 5 месяцев 2005 г.

Госактивы в электроэнергетике поделены на три 100%-ные госкомпании — «Энергоатом», «Укргидроэнерго» и «Энергетическая компания Украины» (ТЭС, передача и сбыт энергии). ЭКУ владеет и управляет пакетами акций 43 энергокомпаний. Годовой оборот ЭКУ, по оценкам парламентского комитета по ТЭКу, $2-3,5 млрд.

http://kiev.vlasty.net/index.php?Screen=news&id=176475