Не так часто современная Украина дает повод озвучивать новости со знаком плюс (особенно, если это касается глобальных технологических успехов), но сегодня как раз тот самый день. 3 августа государственное авиационное предприятие «Антонов» выпустила первый серийный ближнемагистральный самолет АН-148-100. Подчеркиваю, речь идет не об опытных образцах, а именно о серии. Церемонию передачи первого самолета открыл вице-премьер-министр Украины (он же министр инфраструктуры) Борис Колесников.
Что по-настоящему нравится в Колесникове, так это то, что он никогда не затягивает с речью. Пришел, всех поздравил, сказал коллективу спасибо, 5-минутный брифинг и тут же всех пригласил на взлетно-посадочную полосу. И никаких тебе «Украина мае таланты» или «цэ справжний прорыв нации».
Кстати, на вопросы вице-премьер отвечает, почти как Путин:
- Почему первый самолет передали МАУ, а не «Мотор Сич»?
- У «Мотор Сич» задолженность.
- Какая?
- Девять миллионов.
- Этот самолет МАУ купил?
- Взял в операционный лизинг…
(При ответе на это конкретный вопрос Колесников увидел округлившиеся глазки рыженькой журналистки и тут же пояснил, какие виды лизинга существуют и какая между ними разница). Вообще Колесников отметил, что на данную модель самолетов АП «Антонов» уже имеет твердые 50 заказов.
Другое дело, что производственные мощности киевского завода сейчас заметно уступают советскому периоду, когда в год авиазавод выдавал по 220-250 самолетов. Например, присутствующий на открытии генеральный конструктор ГП «Антонов» Дмитрий Кива с некоторым смущением сказал, что до конца года удастся выпустить еще только два самолета.
Все это говорит только о том, что «Антонову» постепенно необходимо завязывать зарабатывать на обслуживании самолетов, транспортных перевозках и строительстве троллейбусов, а все-таки сосредоточиться на своей основной деятельности – производстве авиатехники.
Колесников, к слову, сравнил работников завода (а их сегодня собралось несколько сотен) со своими коллегами из Тулузы и Сиэтла, пожелав им таких же зарплат. Затронул Колесников и тему дороговизны пассажирских перевозок.
«Здесь проблема не только в цене на авиатопливо или недостаточное количество необходимых взлетно-посадочных полос, в результате чего авиакомпании сдирают с пассажира по максимуму. Главная проблема дороговизны пассажирских билетов – маленькое количество на украинском рынке авиакомпаний. У нас нет конкуренции, а бизнес в эту сферу идти не хочет».
В любом случае, похоже, будущее у украинского авиапрома есть. Честно говоря, конкурировать с двумя такими монстрами, как «Аэробус» и «Боинг», нам самостоятельно точно не под силу. Но Украина вполне способна выйти в лидеры в другом сегменте – производстве ближнемагистральных самолетов, каким и является АН-148.
Модель сама по себе привлекательно по ряду ключевых показателей – экономичности, обслуживании, а главное, в ценовом сегменте (в среднем, 22-25 миллионов у.е. за самолет). Как мне сказал конструктор Кива, самолет может садиться где угодно – в степях Казахстана, солончаках Алжира или пампасах Аргентины. Честно говоря, побродив по выбоинам взлетно-посадочной полосы завода «Авиант», в возможностях АН-148 сомнений особых нет. К слову, хочу напомнить один характерный случай.
В марте текущего года в Белгородской области разбился один 148-й, предназначенный для экспортной партии в Мьянму. Тогда все списали на экипаж (собственно, даже при выявлении технической неисправности для прессы все равно б козлами отпущения сделали пилотов – речь о новой модели самолета идет), но интересно другое. Мьянма так и не отказалась от своей партии в 25 АН-148-х, потребовав лишь «доделать» разбившийся самолет.
Это говорит о том, что при должном наращивании производственных мощностей Украина вновь может вернуться в очень короткий список авиационных держав.