Летные испытания модернизированного самолета Ан-70 начнутся в начале 2013 г., сообщил президент-генеральный конструктор ГП "Антонов" Дмитрий Кива.
ГП "Антонов" планирует завершить НИОКР по модернизации самолета Ан-70 к концу 2012 г. или в начале 2013 г., у разработчика нет технических проблем по самолету, подчеркнул Д.Кива.
Некоторая задержка в реализации создания самолета Ан-70 привела к тому, что самолет потребовалось "осовременить", что и было сделано на ГП "Антонов". На сегодня самолет Ан-70 оснащен самым современным пилотажно-навигационным комплексом, "цифровой" кабиной. Успешно проведены летные испытания Ан-70 по этапу "А", самолет подтвердил расчетные характеристики. Программу летных испытаний по определению основных летных характеристик, характеристик устойчивости и управляемости, а также основную часть испытаний по погрузке - выгрузке и воздушному десантированию разработчик уже провел и завершил эти испытания с положительными результатами. На сегодня самолет выполнил 629 полетов, сказал Д.Кива.
В ходе проведенного этапа летных испытаний Ан-70 были проверены устойчивость и управляемость, возможность короткого взлета и посадки, подтверждены летные характеристики, характеристики сваливания, прочность, флаттер, авионика и системы, воздушное десантирование, эксплуатация на грунте.
Генкоконструктор сообщил также, что к настоящему времени осталось провести летные испытания самолета по этапу "Б". Разработчик должен доработать самолет и провести его испытания с модернизированными двигателями и бортовым оборудованием. В частности по этапу "Б" необходимо провести отработку модернизированного оборудования, полеты на естественное обледенение, проверить метеоминимум и отказобезопасность основных систем на режимах ОВП и КВП.
Действующая программа модернизации самолета Ан-70 включает в себя модернизацию силовой установки, применение новой вспомогательной силовой установки, электронную систему индикации, электронную систему жизнеобеспечения, новое пилотажно-навигационное оборудование, перспективный радиолокационный комплекс, электродистанционную систему управления самолетом.
Он отметил, что практически вся конструкторская документация по самолету Ан-70 переводится "в цифру", сейчас проводится такая работа. ГП "Антонов" со специалистами по информационным технологиям обсудили мероприятия по передаче на завод по согласованному перечню документации "в цифре".
Но до настоящего времени не выбрана производственная база для серийного производства самолета Ан-70. Еще в декабре 2010 г. было решено окончательную сборку Ан-70 производить на "Авиастар-СП", а крыло делать на Казанском авиазаводе. Однако пока рассматриваются и иные авиазаводы для окончательной сборки Ан-70, в частности, таким заводом может стать завод в Воронеже или Самаре. Окончательное решение об этом в октябре принимать будет ОАК, правительство России и Минобороны РФ.
В тоже время Дмитрий Кива сообщил, что на киевском авиазаводе "Авиант", входящим в ГП "Антонов", в производстве находятся первые два самолета Ан-70 (из пяти заказанных министерством обороны Украины) и первый из них будет построен в 2013 г.
Президент ОАК Михаил Погосян отметил, что по самолету Ан-70 создана совместная рабочая группа, которая должна уточнить выполнение графиков поставок для министерства обороны России - поставки самолетов Ан-70 предусмотрены на период до 2020 г. Кооперация в производстве Ан-70 предусматривает участие и украинских партнеров. В этой программе примут участие российские авиационные заводы в Воронеже, Казани, украинские заводы в Киеве и Харькове.
Старший вице-президент ОАК, председатель совета директоров ОАО "Корпорация "Иркут" Олег Демченко дополнил, что сейчас совместно с украинскими коллегами ведется серьезная проработка проекта самолета Ан-70, есть определенные сложности технологического и финансового порядка. Самолет Ан-70 в соответствие с госпрограммой вооружений России будет заказываться отечественным министерством обороны. Примерно на рубеже 2015 г. или несколько позже планируется запустить эту машину в производство. Место серийного производства машины сейчас прорабатывается в связи с большой загрузкой "Авиастар-СП". Производство самолета Ан-70 может быть размещено на любом авиационном заводе России, но "Авиастар-СП" обязательно будет участвовать в его производстве по кооперации.
Самой большой проблемой является вопрос финансирования государством проведения технологической подготовки производства Ан-70. Минобороны заказало проведение опытно-конструкторских работ по двигателю и по самолету и можно ожидать, что в ближайшие 2-3 года ОКР будут завершены. Касаясь вопросов "оцифровки" конструкторской документации (КД) по самолету Ан-70, Олег Демченко сказал, что без оцифровки КД по Ан-70 его невозможно запустить в серийное производство.
По данным ГП "Антонов", планируется следующий выпуск самолета Ан-70:
Год Число самолетов
2014 1
2015 2
2016 5
2017 9
2018 14
2019 16
2020 16
Итого: 63
В программе созданию самолета Ан-70 остаются некоторые не решенные вопросы: не утверждены головные исполнители по запуску в серийное производство в РФ самолета Ан-70 и двигателя Д-27 (держатели КД); не определен источник финансирования подготовки серийного производства самолета Ан-70 в РФ; не определены объемы, источник финансирования и требования к формату оцифровки документации; отсутствует контракт РФ на серийные самолеты Ан-70.
Д.Кива. считает, что рыночный потенциал продаж самолета Ан-70 очень высок: Азия - 54-57 самолетов, Африка - 15-23; Латинская Америка - 8, Украина и Россия - 70-100.
Он также привел некоторые основные характеристики самолета Ан-70, полученные в ходе испытаний. При взлете с грунтовой полосы длиной 600-800 м с грузом в 20 т самолет имеет дальность полета 3000 км. При взлете с бетонной полосы длиной 1800 м самолет может поднять груз массой до 47 т или перевозить груз массой 35 т на дальность 5100 км.
В 1986 г. были утверждены оперативно-тактические требования ВВС (ОТТ ВВС-86) на перспективные образцы авиационной техники. Они и легли в основу постановления Совмина СССР о разработке самолета Ан-70. Соглашение между правительствами Украины и России в обеспечение разработки, совместного серийного производства и поставок в эксплуатацию оперативно-тактического военно-транспортного самолета Ан-70 и транспортного самолета Ан-70Т с двигателями Д-27 было подписано 24 июня 1993 г. К 2000 г. созданию Ан-70 предшествовал большой объем исследований - были проведены расчетные исследования 385 аэродинамических компоновок самолета и более 14000 часов испытаний в аэродинамических трубах на 22 моделях с 10 типами крыльев и 4 типами закрылков. 4 декабря 1999 г. правительство России утвердило план закупки 164 самолетов Ан-70 до 2018 г., а 12 октября 2000 г. правительство Украины утвердило заказ на 65 самолетов. Первоначально выпуск Ан-70 планировался в Самаре. На предприятии был выделен отдельный сборочный цех. По действовавшей программе Ан-70 (май 2001 г.), "Авиакор" с 2002 по 2005 гг. должен был выпустить 3 самолета Ан-70. В постройке первых Ан-70 в Самаре должны были участвовать свыше 100 российских и не менее 20 украинских предприятий. Ранее считалось, что заводы в Самаре и Киеве будут способны выпускать по 16-17 самолетов в год.
Позже был проведен конкурс на право выпуска Ан-70. В 2001 г. конкурсная комиссия выбрала победителя в конкурсе на право ведение серийного производства самолета Ан-70 - омское ПО "Полет". Большое значение сыграло участие ПО "Полет" в ремонте самолета Ан-70, потерпевшего аварию в начале 2001 г. под Омском. Проведенный ремонт Ан-70 был признан успешным по качеству и срокам и, по некоторым данным, мог бы положить начало накопления опыта проведения войскового ремонта Ан-70. Результаты ремонта (методика, технология ремонта) обсуждались на сборах руководящего состава авиационно-инженерных служб военно-транспортной авиации.
После перевода производства Ан-70 в Омск считалось, что с выходом на полную производственную мощность "Полет" мог собирать до 20 самолетов в год. Закладка первой машины в Омске была произведена в 2002 г., когда имелся небольшой гособоронзаказ. В 2003 г. госфинансирования по Ан-70 уже не было. В декабре 2004 г. "Полет" приступил к сборке средней части фюзеляжа для первого серийного Ан-70.
Ан-70 (вариант Ан-7Х) принимал участие в европейском тендере на средний транспортный самолет, где его основным конкурентом был А400М фирмы Airbus Military Company (АМС). Поддержку Ан-7Х оказывала Германия. Но в 2000 г. ФРГ приняла политическое решение в пользу самолета А400М. Однако совместная работа европейских авиастроителей позволила полностью ознакомиться с самолетом Ан-70 и существенно помогла в разработке А400М. По словам бывшего председателя Комитета РФ по оборонным отраслям промышленности летом 2005 г., при разработке А400М у его разработчиков возникли определенные конструкторские проблемы. "Двигатели они делают, а крыла нет, потому что "Антонов" крыло в свое время им не отдал. Если бы отдал, то самолет у них был бы уже готов".
Как сообщалось на МАКС-2001, на август 2001 г. самолет Ан-70, совершив 385 полетов, завершил выполнение программы "А" госиспытаний, подтвердив все заявленные характеристики, а в декабре 2001 г. главкомы ВВС России и Украины подписали акт об успешном завершении этапа "А" госиспытаний Ан-70. В нем утверждается, что машина полностью соответствует требованиям ВВС Украины и России, по техническому уровню самолет превосходит все существующие военно-транспортные самолеты, а по возможностям выполнения короткого взлета и посадки не имеет аналогов в мире. На акте стояли подписи более 300 руководителей авиапредприятий и НИИ.
В ходе испытаний было установлено шесть мировых и 15 национальных рекордов, включая подъем 55 тонн груза на высоту 7350 метров.
Однако 5 апреля 2006 г. Россия официально отказалась от участия в программе создания самолета Ан-70. Было предъявлено много претензий со стороны бывшего Главкома ВВС В.Михайлова.
18 августа 2009 г. МО России и Украины подписали протокол о внесении изменений в межправительственное соглашение о дальнейшем сотрудничестве в обеспечении создания совместного серийного производства и поставок в эксплуатацию оперативно-тактического военно-транспортного самолета Ан-70 и транспортного самолета Ан-70Т от 24 июня 1993 г.
На МАКС-2009 генеральный конструктор АНТК им. Антонова Дмитрий Кива заявил, что в августе 2009 г. с президентом группы компаний "Волга-Днепр" было подписано соглашение о совместном выведении на рынок среднего транспортного самолета Ан-70Т. "Волга-Днепр" выступила заказчиком первой серийной партии самолетов Ан-70Т.
На сегодня в соответствии с согласованной договоренностью военных ведомств, гособоронзаказ российской стороны на Ан-70 до 2020 г. составит 60 машин, украинской стороны до 2017 г. - 10 машин. Летом 2010 г. Алексей Федоров, возгавлявший тогда ОАК, сказал, что организовать серийный выпуск самолета Ан-70 реально к 2016 г., но при условии соответствующего финансирования. "По нашим расчетам, на завершение ОКР и модернизацию производства потребуется не менее $500 млн", - отметил он.