17.10.06 
Построить самолет собственными руками бывший пилот Владимир Башум мечтал всю жизнь. Два года назад он начал собирать легкий двухместный аппарат на основе чертежей американского прогулочного самолета. В следующем году Владимир Георгиевич собирается совершить на самодельном самолете первый полет. 
Владимир Башум не какой-нибудь авиатор-самоучка, а профессиональный пилот гражданской авиации. За свою летную практику управлял несколькими моделями самолетов: Як-12, Ан-14, вертолетами Ми-1, Ми-4, Ми-8.

Мечта построить свой самолет появилась у Владимира Георгиевича еще в 4-м классе. Но сначала не было знаний, затем в связи с плотным графиком работы пилота отсутствовало свободное время. После выхода на пенсию нужно было обеспечивать семью, открывать свое дело. И только два с половиной года назад настало самое благоприятное время для того, о чем Владимир Башум так долго думал.

— За основу взят двухместный американский миниатюрный самолет, — перелистывает Владимир журнал с чертежами. — Все необходимые схемы есть в Интернете. Правда, пояснительные записи в них — на английском языке. Поэтому приходится часто пользоваться электронным переводчиком.

Как объяснил Владимир Башум, в США такой самолет собрать гораздо легче даже не очень подготовленному человеку. Там выпускают конструктор-наборы. Их можно купить в магазине, собрать и лететь. В инструкции сказано, что самолет можно подготовить к полету за 2000 человеко-часов. Или один человек будет работать 2000 часов, или 2000 человек будут работать один час.

В США подобные самолеты в среднем стоят 4—5 тысяч долларов. А у нас за него покупатель отдаст до 20 тысяч евро.

— Такая дороговизна и является одной из причин того, что у нас почти нет частной мини-авиации, — продолжает Владимир Георгиевич. — Приведу простой пример. На ежегодные слеты частной малой авиации в США собирается до 2000 самолетов. А на нашем всероссийском слете, проходившем не так давно, было представлено только 32 летательных аппарата.

Трудности авиаторов

По подсчетам Владимира Башума, на изготовление самолета он затратит более трех тысяч долларов. Пока израсходована небольшая часть этой суммы.

Сейчас будущий мини-лайнер выглядит как нечто напоминающее индейское каноэ. Но если присмотреться, сразу понятно, что это фюзеляж настоящего самолета. И еще в глаза бросается то, с какой ювелирной тщательностью здесь выполнена каждая деталь, подогнана любая рейка.

Но все равно 2 с половиной года для создания одного только каркаса — это многовато...

— Так кажется только на первый взгляд, — улыбается Владимир. — Хотелось бы сделать все побыстрее, но мне приходится часто натыкаться на чисто российские проблемы. Начнем с того, с каким трудом я доставал сосну высшего качества, называемую авиационной фанерой. Полгода потратил на ее поиски и покупку. Нашел я этот материал только в Финляндии.

Во-вторых, на скорость работы очень влияет то, что все детали нужно выточить самостоятельно с предельной точностью. Любой лишний миллиметр в полете может погубить всю конструкцию. А для такой точности нужен не только хороший материал, но и отличный профессиональный инструмент.

— В Штатах такой инструмент можно спокойно пойти и взять напрокат, — говорит Владимир Башум. — А у нас все только в продаже. А это очень серьезные расходы.

В результате своих трудов Владимир планирует получить 6-метровый самолет для пилота и одного пассажира. Сиденья будут располагаться рядом, а не одно за другим.

Не ясно пока только, какой двигатель станет поднимать машину в воздух. Возможно, это будет хоть и подержанный, но все же двигатель от аналогичного самолета. Другой вариант — автомобильный 4-цилиндровый двигатель со 100 лошадиными силами.

Самолет в доме

— Если все будет идти по плану, то первый полет состоится, вероятно, следующей осенью, — говорит Владимир Башум. — Может быть, я буду хранить самолет в своей усадьбе. Это в том случае, если сделаю его как амфибию. Но не исключен вариант, что буду взлетать и приземляться на аэродроме в Оеке.

Сергей Солоненко

http://baikal-info.ru/index.php?id=50&p=38267