Непрерывный рост мирового авиационного флота не обязательно повлечет за собой существенные изменения на рынке ТОиР. Со временем требования к обслуживанию самолётов снижаются, поскольку каждое поколение коммерческих самолётов и судов деловой авиации проектируется таким образом, что они меньше требуют обслуживания. Эта тенденция существенно изменилась на протяжении последних нескольких лет, поскольку растущее финансовое давление вынудило авиакомпании искать способы дальнейшего сокращения затрат. По словам экспертов FL Technics Jets, бизнес ТОиР изменяется быстро, и рост авиационной индустрии и в дальнейшем будет бросать новые вызовы организациям, предоставляющим услуги по техническому обслуживанию и ремонту судов по принципу многоцелевого предприятия.
Двадцать лет назад, после того, как у региона Восточной Европы появилась возможность сотрудничать с западными инвестиционными компаниями, многие предприятия основывали компании по предоставлению услуг ТОиР, отталкиваясь от меньшей стоимости труда в регионе. За последние несколько лет ставки заработной платы в регионе выросли до предельной отметки. Однако, по словам экспертов FL Technics Jets, стоимость труда остается важным фактором, и в сравнении с западными поставщиками ТОиР восточные компании могут экономить до 30%-35%. Тем не менее, восточноевропейский рынок стремительно растёт, и очень скоро разница в цене между восточноевропейскими и западноевропейскими службами ТОиР станет несущественной.
Д. Шалуга«Окончательная стоимость обычной C-check, проведенной в Болгарии и Германии фактически одинаковая. Благодаря тщательно разработанным западноевропейским IT-системам, C-check выполняется в течение 5 дней. Восточные поставщики услуг ТОиР могут оказать те де услуги в течении 8 дней. С точки зрения цены, час работы одного человека стоит западной компании около 70 евро, а восточной - 36-40 евро. Несмотря на очевидную разницу в цене, нужно принимать во внимание время, которое самолёт простаивает в ангаре, - поэтому обычно в конечном итоге сумма получается аналогичная», - комментирует Дариус Шаалуга, Генеральный директор компании «FL Technics Jets».
Эксперты FL Technics Jets акцентируют внимание на том, что развитие ТОиР не будет следовать тенденциям авиационной отрасли в целом. С выходом на рынок новых самолётов, всё большего значения приобретет улучшение ценовых и производственных показателей. Согласно рыночному прогнозу Bombardier Business Aircraft, порядка 60% заказов на самолёты деловой авиации заменят эксплуатируемые на данный момент самолёты. Естественно, каждое новое поколение самолётов является более совершенным, чем предыдущее.
Согласно глобальному авиакосмическому отчёту Aerospace Global Report 2011, перспектива производства двигателей выглядит радужной. Поскольку авиакомпании во всем мире сталкиваются с необходимостью сократить выбросы и минимизировать вред экологии, эксперты ожидают достаточно высокий спрос на более «зеленые» и более совершенные топливосберегающие двигатели. Ожидается, что на протяжении следующих 20 лет спрос достигнет 141 000 двигателей стоимостью свыше 800 миллиардов долл.
Надёжные двигатели CFM 56-5 и -7, которые приводит в действие A320 и NG 737, GE Passport самолетов Bombardier Global 7000/8000 или PW 617F-E в самолетах Embraer Phenom 100, существенно продлевает срок эксплуатации самолёта без необходимости его обслуживания. Например, B737 NG требует примерно в два раза меньше затраты плановых человеко-часов по сравнению с самолетами предыдущих классических типов B737. Более того, средний срок эксплуатации самолёта составляет 25 лет, в то время как более старые модели выходят из эксплуатации намного раньше. В то же время, современные самолеты предлагают более эффективное использование топлива. В результате, время эксплуатации самолета уменьшается, и возможно, средний срок эксплуатации может уменьшиться до 15 лет.
Кроме того, сохранятся тенденция отдавать работы по ТОиР на ауторсинг: примерно 90% двигателей проходят ТОиР по аутсорсингу, 30% услуг линейного обслуживания, 85% работ по замене запчастей и 75% работ по техническому обслуживанию авиакорпусов. Стоимость, срок и качество выполнения работ являются ключевыми факторами при выборе авиалиниями провайдера ТОиР услуг.
‘‘Что касается основных тенденций на рынке ТОиР, глобальная индустрия по техническому обслуживанию авиации имеет избыточную производственную мощность, тем не менее, тенденция к строительству новых ангаров сохраняется. Мы полагаем, что в Европе расположено много ангаров, и строительство новых ангаров в этом регионе, особенно только для коммерческих самолётов или судов деловой авиации смысла не имеет. Вместо этого поставщикам ТОиР услуг следует сосредоточиться на использовании существующих площадей в полной мере", - говорит Д. Шалуга.
По мнению Д. Шалуги, показательным примером является компания FL Technics, поставщик ТОиР услуг для коммерческих самолётов. Компании принадлежат полностью заполненные ангары в Вильнюсе и Украине, благодаря чему временные промежутки между каждым техническим обслуживанием самолётов сокращены до минимума. Кроме того, из практических соображений, когда компания ставит себе цель использовать средства технического обслуживания в полном объеме, стоит избегать строительства ангаров на уже хорошо снабженных рынках. Именно поэтому компания FL Technics обращает внимание на перспективные развивающиеся регионы. Сейчас компания осуществляет финальную подготовку к строительству ангаров в Ульяновске (Россия), где компания уже сформировала значительную базу клиентов и установила хорошие отношения. Бизнес-философия FL Technics Jets ясна: в первую очередь нужно заполнить все ангары самолетами, и только после этого, ориентируясь на спрос в регионе, строить новые ангары. Ангары в новых регионах имеет смысл строить при условии, что у вас там уже есть клиенты.
а«Все хотят иметь собственные ангары, особенно ангары для различных типов самолетов, но разве каждый готовит надлежащий сравнительный анализ стоимости и эффективности, заполняя те же самые ангары коммерческими самолётами и суднами деловой авиации? Кто-либо попытался оценить, сколько машинных отделений нужно в Малайзии? В Куала-Лумпуре приблизительно 100 двигателей в год подлежат ремонту. Их восстанавливают до 10 000 циклов, который позволяют эксплуатировать самолёт в течение ещё 8 лет. Но эти самолёты не будут на рынке через 2-3 года. И хотя это информацию получить просто, на рынке остается все ещё большое количество машинных отделений. Вместо того, чтобы сосредоточиться на том, чтобы устанавливать собственные ангары или магазины, компаниям следует обращать внимание на поиск лучших финансовых решений, развитие необходимых технических ноу-хау, повышение рентабельности и улучшение обслуживания клиентов», - объяснил Д. Шалуга.
Авиалинии больше склонны искать многоцелевые предприятия и подписывать долгосрочные контакты с определенными поставщиками. И хотя мировой рынок услуг технического обслуживания и ремонта тяготеет к применению капиталоемких бизнес-моделей, компании, предоставляющие ТОиР услуги в Восточном регионе, могут столкнуться с риском остаться без финансовой поддержки для успешного выхода на рынок NG-самолетов и заключения сделок на обслуживание операторов. Конкурировать за большие сделки на обслуживание всего флота с западными поставщиками ТОиР, которые обычно поддерживаются глобальными брендами ТОиР или крупными финансовыми учреждениями, которые предлагают комплексные решения по финансированию и обеспечению технического обслуживания.
«Сегодня конкуренция между многими компаниями происходит в финансовой плоскости. Известно много примеров, когда клиенту нужна С-check, но у поставщика нет денег, чтобы заплатить за необходимую запчасть или деталь, и он вынужден просить клиента, чтобы тот приобрел их самостоятельно. Другим примером могут служить финансово устойчивые компании, которые приобретают двигатели у других организаций. Они платят порядка 300 млн. долларов и сдают их в аренду предыдущим собственникам. В будущем мы ожидаем большее влияние финансовых инструментов на успешность ТОиР предприятий, вместе с коммерческими самолетами и судами деловой авиации», - отмечает Д. шалуга.
Восточноевропейские компании по ТОиР сейчас на распутье. Они могут либо поймать новую захватывающую волну новых технологий и платформ, поддерживая их существенными инвестициями, или же остаться позади и сфокусироваться на малых и средних местных операторах, которые часто управляют более старыми типами самолетов. Доступ к новым технологиям, возможность предложить привлекательные финансовые решения и решения по техническому обслуживанию самолетов, а также ориентация на потребности клиента будут определят исход соревнований.
Ещё одним не менее важным вопросом будет «откуда и куда?», или другими словами, кто из локальных ТОиР компаний останется в качестве бэк-офиса для глобальных поставщиков услуг ТОиР, а кто из них начнёт создавать свои продуктовые линейки, а кто просто исчезнет из рынка ТОиР услуг. Регион всё ещё может предложить множество возможностей, которых сегодня намного больше, чем десять лет назад, когда регион был «открыт». Тем не менее, он требует напряженной работы, больших инвестиций и инновационного подхода. Иначе достижение реальных ощутимых результатов и конкуренция с региональными игроками является невыполнимой задачей. Сегодня рынок ТОиР в значительной степени контролируют поставщики комплексного оборудования, операторами, а также третьими лицами. Ряд национальных авиакомпаний вышли из авиационного бизнеса и в настоящее время работают в качестве субподрядчиков. Некоторые авиакомпании выделили ТОиР в отдельный от пассажирских перевозок бизнес, другие осуществляют эти услуги самостоятельно, будучи интегрированными структурами.
«За прошедшие несколько лет конкуренция стала еще более агрессивной. Каждый день авиакомпании подписывают долгосрочные соглашения комплексного обслуживания с поставщиками комплексного оборудования, и некоторые крупные ТОиР структуры могут предложить услуги по техническому обслуживанию по конкурентным ценам и завоевывать существенную рыночную долю. Более того, типы самолетов нового поколения требуют огромных инвестиций и интенсивных проектно-конструкторских разработок, чтобы обеспечить необходимую ремонтоспособность. Новые самолеты очень высокотехнологичны, в том смысле, что они напоминают изменяющееся программное обеспечение. Сложность заключается в том, что производители в значительной степени контролируют программное обеспечение и основные процессоры», - комментирует Д. Шалуга.
Согласно данным Глобального авиакосмического отчёта-2011, поскольку технологии становятся все более сложными, а поставщики комплексного оборудования все больше специализируется на своих основных компетенциях, предприятиям, предоставляющим ТОиР услуги необходимы более специфические услуги. Если в1970-1980 гг. американские авиакомпании могли своими силами закрывать порядка 80% потребностей в техническом обслуживании самолетов, сегодня эта цифра составляет примерно 20%.
Очевидно, вопрос здесь состоит в том, нужно ли независимым провайдерам услуг по техническому обслуживанию налаживать партнёрские отношения, чтобы выжить на будущем рынке. Независимые компании, предоставляющие техническое обслуживание, особенно ощутили на себе давление как со стороны поставщиков комплексного оборудования, так и крупных авиационных групп, и могут быть вытеснены с рынка.
В целом отрасль ТОиР стремительно меняется. Большинство клиентов на рынках коммерческой и деловой авиации предпочитают работать с многоцелевыми предприятиями. Поэтому поставщики ТОиР услуг должны развивать экспертизу, сокращать расходы и внедрять новые показатели эффективности, внедрить инновационные решения для адаптации логистической цепочки и сосредоточиться на надежности, расширить предложения и географическое присутствие и определить инновации, которые повлияют на воспринимаемые ценности.
О компании FL Technics Jets:
FL Technics Jets предоставляет услуги судам деловой авиации. Работая на технической базе FL Technics, FL Technics Jets предлагает линейное и базовое обслуживание, ремонт кабины, систем управления двигателем, а также осуществляет срочные поставки авиазапчастей для воздушных судов типа Hawker Beechcraft 700/750/800/800XP/850XP/950XP. Операционная деятельность и рост компании FL Technics Jets происходит при поддержке компании Avia Solutions Group, одной из ведущих групп авиационной инфраструктуры в Восточной Европе.
Подробнее о компании FL Technics Jets: www.fltjets.com.