На днях Кабинет министров Украины утвердил скорректированный проект нового терминала «D» аэропорта Борисполь, предусматривающий расширение площади объекта с 90 тысяч до 107 тысяч квадратных метров и увеличение пропускной способности до трех тысяч пассажиров в час. Их будут обслуживать 60 стоек регистрации. Начатое в 2008 году строительство велось как раз по этому скорректированному плану, так что правительство сейчас официально оформило почти воплощенный проект — здание терминала уже в основном готово.
Оно впечатляет размерами, модной волнообразной крышей. В декабре планируется закончить строительные работы. Останется завершить отделку интерьеров и установку оборудования. Это будет самая большая воздушная гавань страны. Обслуживание в ней пассажиров начнется незадолго до начала Евро-2012 — в последнее воскресенье марта. О том, чем будет оснащен новый терминал и какие возможности он предоставит пассажирам, мы узнали, побывав на этом объекте вместе с директором по капитальному строительству и развитию международного аэропорта «Борисполь» Петром Шарафетдиновым.
«Мы устанавливаем точно такую же систему обработки багажа, как в лондонском аэропорту «Хитроу»
— Длина терминала «D» 800 метров, — рассказал Петр Шарафетдинов. — Чтобы пассажирам было проще перемещаться по столь большому зданию, на его втором и третьем этажах будут работать 12 движущихся дорожек — траволаторы. Подобного пока нет ни в одном другом аэропорту Украины.
— Терминал «D» будет оснащен аэромостами, по которым можно переходить из здания аэровокзала прямо в самолет?
— Да, их здесь одиннадцать. Шесть рассчитаны на прием самолетов типа «Боинг-737» и А-320, которые перевозят 150-180 пассажиров. Еще пять — для обслуживания более крупных крылатых машин, например, «Боинг-767», способных брать на борт 220-300 пассажиров и осуществлять межконтинентальные рейсы. При этом не исключена доставка людей к трапу лайнера на автобусах. Аэромосты оборудованы так называемой системой лазерного докирования — швартовка самолетов будет контролироваться с ювелирной точностью с помощью лазера. Предусмотрена установка специальной видеокамеры, которая способна обнаружить воздушное судно даже в тумане. Если лайнер отклонится от намеченного маршрута, на дисплей в кабине экипажа поступят рекомендации о том, как скорректировать движение. Кроме того, система позволит сократить время парковки самолетов и уменьшить вероятность ошибок со стороны пилотов.
На перроне (стоянке самолетов. — Авт.) перед терминалом «D» вы не увидите топливозаправщиков. Авиационный керосин будет централизованно подаваться по трубам на специальные колонки.
— Оборудование нового терминала позволит исключить кражи багажа?
— Здесь устанавливается система обработки багажа, аналогов которой в стране нет. Она обеспечивает пять уровней контроля багажа на безопасность и имеет протяженность десять километров. Подобная система работает в лондонском «Хитроу». Что же касается краж, то они случаются не в зданиях аэропортов, где обеспечен надежный контроль, а при загрузке или выгрузке вещей на бортах самолетов. Воровство удастся свести к минимуму, когда на смену эксплуатируемым ныне воздушным судам придут новые, в которых вещи перевозятся не навалом, а в закрытых опломбированных контейнерах.
«Стоимость терминала «D» — четыре миллиарда 800 миллионов гривен»
— Курящие пассажиры с ностальгией вспоминают времена, когда еще лет пять назад подымить сигареткой можно было в просторном зале ожидания вылетов терминала «В». По крайней мере, тогда никто не требовал пройти в маленькую, похожую на аквариум курительную комнату…
— В новом аэровокзале будут те же небольшие помещения для курящих, какие вы увидите во всех аэропортах за рубежом. Да, они не велики, и, возможно, пассажиры чувствуют себя в них не очень комфортно, но такова мировая практика. Она соответствует действующим у нас санитарным нормам.
Во всех отношениях новый терминал, спроектированный японскими специалистами, будет соответствовать международным стандартам: мебель, двери, светильники, умывальники, унитазы и многое другое — как в новейших аэровокзалах мира. Скажем, кресла для залов ожидания заказаны в Германии. Значительная часть стен стеклянная — чтобы внутрь попадало много солнечного света. Терминал оснащается системой кондиционирования. Инженерные системы будут контролироваться автоматикой. Кроме того, предусмотрено установить 360 телекамер. Они позволят видеть на мониторах диспетчерского центра все зоны терминала.
На первом и втором этажах разместится терминал с отдельными подъездом и парковочными местами для ВИП-персон. А общая парковка рассчитана на 230 автомобилей.
— В терминалах «F» и «B» аэропорта Борисполь при проведении контроля на безопасность пассажиров «просвечивают» в так называемых бодисканерах — прозрачных камерах, аппаратура которых «видит» все, что находится на человеке, лежит в его карманах…
— Первоначальный проект терминала «D» предусматривал использование в нем этих аппаратов. Но теперь решено их не закупать. Дело в том, что бодисканер не может «заглянуть» внутрь человека. Поэтому все равно приходится устанавливать традиционные металлодетекторы.
— Какова стоимость нового терминала?
— Четыре миллиарда 800 миллионов гривен. Заметьте, что денег из госбюджета мы не получаем — строительство финансируется за счет собственных средств и кредита японского банка.
— Нам нужно расширить возможности терминала «D», — дополняет пресс-секретарь международного аэропорта «Борисполь» Оксана Ожигова. — Это сделает наш аэропорт более привлекательным для авиакомпаний и пассажиров. В нынешнем виде терминал рассчитан на прием только международных рейсов. Чтобы пересесть с международного на внутренний, пассажирам придется перемещаться в терминал «В». А он находится в километре отсюда — довольно далеко, поэтому пересадка не очень удобна. Если новый терминал расширить, то в нем можно будет обслуживать и внутренние рейсы. Таким образом пересадка станет возможной в пределах одного здания. Кроме того, значительно увеличится пропускная способность нового терминала, удастся избежать пересечения потоков пассажиров, расширить площади для размещения кафе и магазинов. Все это должно привести к дополнительному росту пассажиропотока.
Увеличить размеры терминала планируется на 34 тысячи квадратных метров. Для этого премьер-министр Украины Николай Азаров поручил привлечь инвесторов. Предстоит внести изменения в проект и после проведения Евро-2012 достроить терминал.
— В нашу редакцию обращались жители близлежащих к «Борисполю» сел с жалобами на то, что у них в домах свет появляется только к десяти вечера. Люди считают, что причина тому — строительство терминала.
— Они заблуждаются, — отвечает Петр Шарафетдинов. — Каждый год мы получаем лимиты на электроэнергию, и автоматика следит, чтобы не было использовано больше положенного. Так что брать из квот, выделенных населенным пунктам, мы физически не можем.
— Терминал «А», обслуживавший внутренние авиарейсы, недавно был закрыт. Он уже не возобновит работу?
— Нет, мы планируем использовать его для нужд аэропорта. Внутренние рейсы теперь переведены в реконструированный терминал «В». Так что сейчас там обслуживают как пассажиров, которые перемещаются по Украине, так и тех, кто летит за рубеж. Терминал «В» проработает как минимум до лета 2013 года. Затем его, возможно, закроем, а обслуживание регулярных рейсов (внутренних и международных) полностью переведем в новый терминал «D». С терминала «F» (его открыли в 2010 году) будут отправляться пассажиры чартерных рейсов и так называемых лоукост-компаний — у которых низкие цены, но и сервис предоставляется минимальный.