18.10.06 

В ближайшие дни на самом высоком уровне может быть принято решение о возобновлении расследования причин авиакатастрофы, в которой погибли Юрий Гагарин и Владимир Серегин. Инициатор второго расследования Игорь Кузнецов, принимавший участие и в расследовании в 1968 году, поделился с "МК" подробностями.

Год назад группа авиационных специалистов обратилась к Президенту России с предложением предпринять вторую попытку поиска причин катастрофы. Советник президента по военно-техническим вопросам Александр Бурутин поручил Игорю Кузнецову задать руководителям восьми ведущих авиационных организаций и НИИ два вопроса: есть ли сегодня объективные предпосылки для возобновления расследования и имеются ли для этого технические возможности? Шесть организаций идею второй попытки расследования поддержали, одна выступила против, и одна воздержалась.

- Игорь Иванович, чем они мотивируют свои "за" и "против"?

- Те, кто "за", считают, что исследования и эксперименты необходимы, чтобы найти причины катастрофы. И что они вполне выполнимы, если будут финансироваться. Хотя, конечно, никто не может дать гарантию, что цель достижима. В "воздержавшихся" - корпорация "МиГ": они пока свою позицию не обозначили. А против этой работы выступает 13-й НИИ ВВС. Отказ мотивируют тем, что "в настоящее время не существует методических основ для решения такой сложной задачи". Довод странный. Ведь разработка новых методик исследования аварийной авиатехники - функциональная обязанность этого института.

Одни участники первого расследования опасаются, что выявятся их собственные недоработки. Часть специалистов предполагали, что Гагарин и Серегин не справились с самолетом и ситуацией. То есть обвиняли летчиков в непрофессионализме. Траектория и ее параметры, полученные мною, свидетельствуют, что их предположения ошибочны.

- Так в чем же причина катастрофы?

- Называть ее рано - есть только рабочее предположение. Но оно-то как раз оправдывает экипаж: летчики, оказавшись в нештатной ситуации, связанной с негерметичностью кабины, действовали строго по инструкции, начав экстренное снижение. Установлено девять фактов, из которых пять прямо и четыре косвенно свидетельствуют о том, что самолет столкнулся с землей в режиме неуправляемого пикирования. Вполне возможно, что экипаж потерял работоспособность в начале пикирования на участке между высотами 4200 м и 2000 м (это первые 15 секунд пикирования). В этом "поле неизвестности" и надо искать причину.

Известны сила и длительность негативных высотных факторов, действовавшие на экипаж. Однако оценить тяжесть нанесенного ими ущерба организму летчиков медицина пока не может. Для этого необходимо исследовать и другие вопросы - в области аэродинамики, прочности и авиационного оборудования. Результаты этих исследований позволят обоснованно назвать причины катастрофы.

СПРАВКА "МК"

Игорь Кузнецов участвовал в расследовании 1968 г., так и не установившем причины падения самолета. Инициатором обращения к президенту был он же, а поддержали его многие авиационные специалисты: Кузнецову удалось получить реальную траекторию и параметры аварийного участка полета самолета Гагарина и Серегина - то, на чем споткнулось расследование 1968 г. Расчеты и выводы Игорь Иванович сделал с учетом современных знаний, о которых в 1968 г. и не помышляли. "МК" писал об этом в марте прошлого года.

Источник: "Завтра"