IAOPA уже более 35 лет является объединением автономных неправительственных национальных ассоциаций Авиации Общего Назначения в 60 странах мира, представляет интересы более 700 000 пилотов, которые летают самолетами АОН в целях своего бизнеса и в качестве персонального транспорта.
Для Украины членство в IAOPA даст возможность использовать опыт и получать поддержку стран, членов IAOPА, в которых уже с несколько десятков лет массово выполняются полеты Авиации Общего Назначения. Тем более что, во всем мире 87% всех полетов классифицируется, как полеты АОН, а обороты связанные с АОН исчисляются миллиардами долларов.
По формулировке ICAO область применения Авиация Общего Назначения определяется как "все те операции, которые не являются линейным коммерческим транспортными операциями, пассажирским или торговым". К АОН во всем мире, (исключая страны бывшего СССР) относится понятие "Авиация для воздушных работ" (AW - Arieal Works). Это сфера оказания специализированных авиационных услуг в таких областях как земледелие, строительство, авиационная съемка, обследование с воздуха линий электропередач, трубопроводов, газопроводов, патрулирование, поисковые и спасательные акции. Это как раз те виды авиационных услуг, которые так актуальны для Украины, и в которых наблюдается правовая неопределенность.
Основная цель деятельности "АОПА-Украина", закрепленная в ее уставе - удовлетворение и защита законных общих интересов и прав своих членов, содействие разработки и реализации комплекса мер, направленных на защиту прав и экономических интересов Авиации Общего Назначения на Украине.
Возникновение "АОПА-Украина" вызвало достаточно эмоциональную реакцию в среде "организаторов" нашей сверхлегкой, легкой, спортивной и аматорской авиации, которая тоже, по сути является Авиацией Общего Назначения но об этом ниже.
На вопрос, почему возникла, необходимость в создании еще одной общественной авиационной организации отвечает Олег Гаврилюк, директор "АОПА-Украина"
Работая с 2000 года в департаменте авиации ("Укавиатранс"), в силу служебных обязанностей, я занимался изучением и анализом как, с точки зрения авиационного законодательства летают частные пилоты за рубежом. И тут стало ясно, что организации, которые существуют на Украине (Аэроклуб "Украины", ТСОУ, и т.д) не отслеживают интересов частных пилотов и конкретно моего личного интереса, как частного пилота. Поэтому и возникла потребность создать авторитетную организацию, которая будет иметь право и главное желание отстаивать интересы своих членов перед органами государственной власти и авиационной администрации в частности. На этот момент оказалось, что львовский пилот и бизнесмен Геннадий Хазан тоже имеет подобные желания, и его волнуют эти же вопросы. К тому же, у него уже были прочные связи с польскими пилотами, многими авиационными организациями, государственной авиационной администрацией и конкретно с "АОПА-Польша". Тут уже окончательно сформировалось понимание необходимости и возможности создания на Украине регионального представительства IAOPA. Мы с Геннадием Хазаном объединили усилия, привлекли к этому вопросу наших друзей, и как результат стало создание "АОПА - Украина". Огромная помощь нам была оказана со стороны "АОПА- Польша" - в предоставлении документов и правил регламентирующих лётную деятельность в ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ, и в ПОЛЬШЕ в частности. Изучив документы мы чётко поняли, что нам нужно в УКРАИНЕ, и какой путь избрать. Польские партнёры нас поддержали и дали официальную рекомендацию для вступления в эту организацию. Сейчас Украина стала 61-й страной мира, в которой действует организация АОПА.
Что стоит за понятием "частный пилот"?
В 2001 году комиссия ICAO проверяла работу "УКРАВИАТРАНС". Я принимал участие в работе с комиссией, и в частном общении по вопросам "малой" авиации мы "споткнулись" в нашей документации о термин "пилот-любитель". Члены комиссии были весьма удивленны такой формулировкой - пилот "любителем" быть не может - ведь в небе льгот и скидок не бывает - дождю или ветру не объяснишь, что ты "аматор" и летаешь в свободное от основной работы время. Во всем мире существует понятие "частный пилот" - пилот в полной мере обладающий профессиональными знаниями и навыками для обеспечения безопасности полета своего воздушного судна и остальных участников воздушного движения. И уже в 2001 году мне удалось доказать департаменту авиационного транспорта необходимость введения на Украине таких понятий как частный пилот -пилот PPL и свидетельство частного пилота (Private Pilot License) .
Какие первоочередные практические задачи ставит перед собой "АОПА-Украина"?
В первую очередь мы должны помочь нашим частным пилотам распутать правовой клубок, который усложняет, а чаще не дает возможности пилотам летать и выполнять авиационные работы на законных основаниях.
Минимум правил, выполнение которых необходимо для полностью легитимного выполнения полетов авиации общего назначения уже обрел неофициальное название " Правило частных пилотов 4+1", и выглядит так:
1. Получить свидетельство пилота PPL
2. Зарегистрировать воздушное судно в национальном реестре(номера UR..)
В настоящий момент в "Госавиаслужбе" проходят согласование дополнения и изменения к "Правилам регистрации гражданских воздушных судов в Украине", касающиеся регистрации воздушных судов АОН.
3. Получить сертификат летной годности ВС
Членами "АОПА-Украина" разработаны и переданы, для рассмотрения в "Госавиаслужбу" " Правила сертификации воздушных судов категории "Специальная" и выдачи им сертификатов летной годности". Эти правила разработаны в соответствии с требованиям директивы JAA и с учетом опыта IAOPA в различных странах (за основу взят польский вариант).
Если документ вступит в силу - это будет доступной альтернативой получения сертификата летной годности для владельцев частных самолетов.
4. Оформить страховку ВС в пользу третьих лиц
+1 Для выполнения авиационных работ (буксировка планеров, выброска парашютистов, фотографирование, топографическая съемка, АХР, наблюдение и патрулирование, аэротакси, воздушная реклама, поиск и спасение, т. д) необходимо пройти обучение в сертифицированном учебном заведении ГА Украины и получить допуск к этим работам, который заносится в соответствующий раздел пилотского свидетельства.
Фактически, "пробив" все эти пункты мы сможем вполне легитимно пользоваться нашим воздушным пространством.
Вопрос к Александру Воронину, директору фирмы "АЭРОС", одному из учредителей "АОПА-Украина"
Почему с Вашей точки зрения возникла необходимость еще одной общественной авиационной организации на Украине, и какие ее первоочередные задачи?
- Ни одна из существующих организаций с частными пилотами не работает, поэтому и возникла "АОПА -Украина". Основные задачи, которые я сейчас вижу - это решение вопросов по категории "Специальная", по Государственной регистрации частных самолетов и решение проблемы с воздушным пространством. Неконтролируемое нижнее воздушное пространство должно быть до высоты 1500-2000 метров,(кроме, запретных зон и зон ограничения полётов), как это принято во всей Европе. Мы должны реализовать возможность летать по "заявительной системе" - если я выполнил все законные требования: имею зарегистрированный ЛА, имею действующее "пилотское", то я имею право лететь в соответствии со своими личными планами. Для этого я должен только сообщить о том, что я вылетаю и куда. А не подавать заявку на выполнение полётов за сутки и не позднее 14 часов. Я не должен кого-то спрашивать "А можно я полечу?".
Вопрос к Олегу Литовченко, директору фирмы "АЭРОПРАКТ", члену "АОПА-Украина"
В декабре на Украине приняты новые "Правила допуска к эксплуатации взлетно-посадочных площадок для полетов легких воздушных судов", устраивают ли эти правила частных пилотов?
- Новые правила, оказались сложнее предыдущих, и значительно сложнее, чем в других государствах. При этом уровень реальной безопасности полетов от этого не повысился.
Ведь что, в самом деле, нужно пилотам для безопасности и надежности полетов. В смысле площадок
1. Разрешение хозяев сесть на площадку.
2. Информация о самой площадке (длинна полосы, грунт, ориентация полосы(полос), координаты, частоты, телефоны для связи.
Идея регистрации площадок должна преследовать именно эти цели - информационное обеспечение пилотов. А не что-то другое (имея в виду "комерцализацию" выдачи регистрационных свидетельств). Пилот, имея максимальную информацию о площадке, САМ принимает решение приземлятся, там или нет. Или подбирать другую, более подходящую. А для этого наш Украинский частный пилот должен иметь возможность иметь сборник с информацией об аэродромах и площадках. Как это принято во всем мире. В сборнике AIP Украины есть данные только о сертифицированных аэродромах. В данный момент мы начали вести работу по сбору информации о площадках и не сертифицированных аэродромах, с целью систематизации, и в дальнейшем предоставлении этой информации членам нашей организации и тем, кому она будет необходима.
А на сегодняшний момент мы получили "правила регистрации" площадок длинной в 31 лист. Хотя реально все должно было уместиться на один лист плюс бланк регистрации.
Вопрос к президенту "АОПА-Украина" Геннадию Хазану:
Каким вы видите будущее организации АОПА УКРАИНА и
Какие у Вас планы и намерения на этот летный сезон?
Прежде чем говорить о будущем нашей организации хочу сделать небольшой экскурс в не так далёкую историю. Когда я стал летать и налетал уже где то около 80 часов, у меня начал зреть вопрос к руководителям аэроклуба " а где бумага которая подтверждает, что я пилот ?" …в результате моей настойчивости мне выписали документ … "пилот - спортсмен ДОСААФ СССР". На дворе был 1999 год. Строго-настрого запретили выполнять посадки в аэропортах… со словами "самолёты иначе будем вывозить на грузовиках". На мой справедливый вопрос, - а как же предполётные указания где Львовский аэропорт называется как запасной ? мне дали удивительный ответ - " Это для записи на магнитофон" С этого разговора я и понял, что у нас творятся "чудеса".
"Чудеса" эти не заканчиваются и по сей день. Как уже говорилось выше возникновение "АОПА-Украина" вызвало достаточно эмоциональную реакцию в среде "организаторов" нашей сверхлегкой, легкой, спортивной и аматорской авиации. Как пример - их действия в момент выполнения нами первого международного перелёта по Украине посвященного созданию "АОПА - Украина".
"ОРГАНИЗАТОРЫ" умудрились издать письмо, согласно которому руководству одной общественной организации …ЗАПРЕТИЛИ пользоваться аэродромами другой общественной организации, хотя весь маршрут полёта и аэродромы посадки были согласованы в МИДе Украины, Ген. штабе и Госкомграницы, а также с начальниками клубов которые числятся в инструкции по выполнению полётов как "старший авиационный начальник". Мы выполнили запланированный перелёт благодаря частным владельцам аэродромов и площадок, которые нам были предоставлены с особой любезностью. Что касается "организаторов" то их действиям была дана справедливая оценка в Ноте протеста направленного МИДу Украины от Польского посольства на действие конкретного чиновника сделавшего всё, для срыва столь серьёзного международного мероприятия.
Вот как раз реалии нашей жизни, где люди декларировавшие, что они решат проблемы АОН, а на самом деле являлись тормозами и побудили нас объединить усилия, консолидироваться в мощную организацию способную выполнять конкретные задачи по приведению имеющегося юридического хаоса в конкретные дела.
Что касается уже традиционных перелётов, то на этот сезон мы запланированы три перелета. В начале июня по территории восточной части Польши, по маршруту
Киев(Наливайковка)-Львов - Жешув - Варшава(Гурашка) - Ватерово Щецин - Зелена Гора -Еленя Гура - Вроцлав- Краков- Жешув - Львов - Киев(Наливайковка)
В том числе принимаем участие в традиционном авиа - шоу в Гурашке (возле Варшавы) посвященном 60-летию победы в ВОВ, а также слёте ультралайтов в г. Кракове.
В середине июля по Украине уже традиционный 2 международный перелёт. Намечено два варианта маршрута: для самолетов и мотодельтапланов:
Для самолетов:
Киев -Львов - Винница -Лиман(Одесса) -Коктебель - Севастополь Днепропетровск - Полтава - Харьков - Киев. - Львов (для улетающих за границу иностранных бортов)
Для мотодельтапланов:
Львов - Одесса- Крым(Коктебель) -Кировоград - Львов
На "мотодельтапланерную" часть перелета уже заявилось порядка 10 польских мотодельтапланеристов. Приглашаем к участию и наших, украинских пилотов. Но сразу скажу, что требования к участникам будут строгие, как по авиационной технике, так и по документам.
На конец сентября намечен перелет в Грузию, который будет посвящен году Грузии в Украине. Тут есть несколько вариантов маршрутов, которые еще прорабатываются. Всё зависит от Российской стороны - если пустят нас вдоль Черноморского побережья, - маршрут будет 2000 км в одну сторону …а не пустят …. то около 4000 км. в одну сторону, через Румынию, Болгарию, Турцию.
На этот перелёт уже заявились пилоты из Польши, Бельгии и Германии.
Все уточнения и подробности можно будет узнать на нашем сайте: www.aopa.com.ua
Источник: АОПА