«У нас около 300 штук Су-24, - сообщил журналистам, находясь на производственном объединении имени Чкалова в Новосибирске, где производятся эти машины, министр обороны РФ Сергей Иванов. - Но все их менять нам не надо. Боевые возможности Су-34 настолько превосходят его предшественника, что новых самолетов нам надо значительно меньше». По замыслу военных, к 2010 году ВВС России получат полк фронтовых бомбардировщиков Су-34 - 24 машины.
Су-34 действительно уникальная машина с не менее уникальной и драматической судьбой. Военные называют этот самолет гибридом истребителя и бомбардировщика. При взлетной массе в почти 50 тонн «сушка» с одинаковой легкостью может как выполнять фигуры высшего пилотажа, словно истребитель-перехватчик, так и заниматься точечным уничтожением малоразмерных целей, как дозвуковой «кукурузник». Эта машина в состоянии поднять в небо весь спектр современного управляемого и неуправляемого ракетно-бомбового вооружения и имеет такую же дальность полета, как и у дальних бомбардировщиков Ту-22М3. Кроме того, Су-34 может решать практически любые задачи при любой погоде и вне зависимости от времени суток - уничтожать наземные, морские и даже подводные цели. Подобными возможностями сегодня не обладает ни один другой самолет в мире.
Помимо этого, в отличие от всех современных фронтовых бомбардировщиков, у Су-34 самая лучшая компоновка пилотской кабины. Внешне бомбардировщик очень похож на обычный Су-27 или Су-30. Но, в отличие от них, он значительно больше в размерах, а кроме того, имеет как бы расплющенную кабину пилотов. Проектируя Су-34, конструкторы изменили традиционную компоновку кабины истребителя, где пилоты сидят друг за другом. В новом бомбардировщике летчики сидят рядом, и в результате кабина Су-34 получилась даже вместительнее, чем у значительно большего по размерам стратегического бомбардировщика Ту-160. В кабине пилотов новой «Сушки» есть биотуалет и даже микроволновая печь для приготовления пищи. Во время полета, который способен продолжаться более 10 часов, летчики могут стоять в ней в полный рост, что невозможно на большинстве военных самолетов, и даже отдохнуть, лежа на спине между креслами.
Впрочем, в середине 1990-х годов этот факт мало заботил военных. Как говорится, понимая умом, что такой самолет им необходим, из-за нехватки средств они фактически полностью свернули программу его разработки. КБ «Сухого» доводило ее за свой счет из средств, полученных от экспорта истребителей Су-27 и Су-30 в Китай и Индию. Только благодаря этому на производственном объединении им. Чкалова в Новосибирске сохранили оборудование и производственные мощности под производство этой уникальной машины.
Пару лет назад Минобороны снова вернулось к теме Су-34 - у военных появились средства. И, как это принято в России, они тут же объявили, что самолет крайне необходим и его уже давно ждут в войсках. По планам Минобороны, в 2006 году военное ведомство купит две машины, в 2007 году - 6 и в 2008-м - 10. По словам главкома ВВС Михайлова, на их основе будет сформирован первый авиаполк. Затем, после того как строевые летчики наработают определенный опыт эксплуатации новых бомбардировщиков, ежегодно будет закупаться не менее 10 машин. По словам главы фирмы «Сухой» Михаила Погосяна, начало серийного производства Су-34 не только открывает перед российскими ВВС новые боевые возможности, но и позволит начать экспортные поставки машины. На сегодняшний день в российском экспорте вооружений и военной техники «Сухой» обеспечивает почти 60% прибыли, а продажа Су-34 на экспорт даст еще один толчок - финансовый - для продолжения программы развития отечественной боевой авиации.
Источник: Страна.Ru