Минувший год стал удачным для авиаотрасли — украинские компании на 23% увеличили перевозку пассажиров. Впрочем, активная экспансия вряд ли позволит им рассчитывать на прибыль по итогам года. 2012 год может оказаться непростым для авиакомпаний, и, чтобы удержаться на рынке, им необходимо позаботиться о повышении эффективности перевозок.
В прошлом году украинский авиарынок вырос на 23% — авиакомпании перевезли 7,5 млн пассажиров, сообщили вчера в Госавиаслужбе. Коммерческие перевозки пассажиров и грузов выполняли 36 украинских компаний, совершив в прошлом году 105,4 тыс. рейсов (+6,6%).
Больше всего выросли перевозки на международных регулярных рейсах — авиакомпании обслужили 4,3 млн человек, на 41,9% больше, чем годом ранее (подробнее см. диаграмму). Около 90% этих пассажиров перевезли авиакомпании "АэроСвит" и "Международные авиалинии Украины" (МАУ). 1,1 млн пассажиров (+24,8%) было перевезено внутренними рейсами. В целом, украинские аэропорты обслужили в прошлом году 12,5 млн пассажиров (+21,7%), из них 8 млн человек (+20%) — крупнейший аэропорт "Борисполь".
Крупнейшим перевозчиком стала авиакомпания "АэроСвит", которая, по предварительным данным, перевезла почти на 60% пассажиров больше, чем годом ранее — 2,8 млн. МАУ обслужила 2,1 млн пассажиров против 1,78 млн в 2010 году. Остальные перевозчики пока не публиковали свои данные.
Весь прошлый год авиакомпании открывали новые маршруты и наращивали флот, поэтому на прибыль они не рассчитывают. "Это невозможно с учетом вложений в рекламу, заключений партнерских соглашений и прочих инвестиций в открытие новых маршрутов",— говорит пресс-секретарь МАУ Евгения Сацкая. Помощник гендиректора "АэроСвита" по связям с общественностью Сергей Куцый отмечает, что за последние два года задолженность государства по возврату НДС перед компанией возросла в 3,4 раза и составляет критичную для авиакомпании сумму — 127 млн грн. "С учетом значительных расходов авиакомпании на развитие сети и увеличение флота, это серьезно ухудшает наши финансовые показатели и создает проблемы в расчетах с партнерами по обязательствам",— отмечает он. Гендиректор авиакомпании Windrose Владимир Каменчук недавно рассказывал "Ъ", что сейчас доходность перевозок на 15-20% ниже, чем в докризисный период.
Но в конце года "АэроСвит" и МАУ отказались от жесткой ценовой конкуренции на международных и внутренних маршрутах, напоминает эксперт Центра политического и экономического анализа Ирина Кава. С 1 декабря МАУ начала совместные полеты с "АэроСвитом" из Киева в Тель-Авив, Лондон, Алматы, Астану и Донецк, а с "Днеправиа" — во Львов, Симферополь, Ивано-Франковск, Днепропетровск и Одессу (см. "Ъ" от 6 декабря). "Авиакомпании поняли, что противостояние и ценовая борьба на международных маршрутах (к примеру, в Лондон) снижает их доходность. А внутренние маршруты плохо заполняются, поэтому партнерство в этом сегменте необходимо",— добавляет эксперт.
Ожидается, что нынешний год станет трудным для отрасли и, по мнению экспертов, компании будут стремиться повышать эффективность своей работы. Динамика украинской авиационной отрасли в 2012 году во многом будет зависеть от успехов правительства в преодолении негативных тенденций в национальной экономике, а также от восстановления спроса на внешних рынках, говорит Сергей Куцый. В конце прошлого года Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) понизила прогноз прибыли авиакомпаний мира в 2012 году с $4,9 млрд до $3,5 млрд. "Если кризис еврозоны превратится в полномасштабный банковский кризис и начнется рецессия, мировая индустрия авиаперевозок в 2012 году может понести убытки на сумму более $8 млрд",— отметили в IATA. Евгения Сацкая говорит, что в МАУ рассчитывают выйти на уровень безубыточности в этом году. "Компании будут сокращать расходы, стараться удержать свою долю рынка и конкурентоспособность. Но что будет в этом году — пока неясно. На существенный рост из-за Евро-2012 мы особо не рассчитываем — это кратковременное явление",— добавляет она.