27.01.12 
В Крыму одновременно появились сразу две местные авиакомпании: "Крымские Зори" и Air Оnix. Как два авиаперевозчика поделят авиарынок автономии, и что предложат пассажирам

Авиакомпания "Крымские Зори", созданная на базе Международного аэропорта "Симферополь", должна стать своеобразным "воздушным" мостом, связывающим курортный регион с крупнейшими областными центрами Украины и России, а в перспективе - с ближним зарубежьем. Два самолета SAAB, взятых в лизинг у авиакомпании "Южные авиалинии" (Одесса), - вот весь "боевой" актив, которым сегодня располагает новорожденный крымский авиаперевозчик. К лету планируется пополнение флота еще двумя "Боинг 737".

Однако сегодня существует множество сомнений по поводу того, сможет ли крымская авиакомпания в перспективе стать полноценным бюджетным авиаперевозчиком и составить конкуренцию отечественным более мощным игрокам. Многие даже подозревают, что на самом деле речь идет о "распиле" бюджетных средств.

С претензией на low cost авианаправлений, в регионе не было собственного авиаперевозчика. На крымском рынке работали исключительно компании, зарегистрированные за пределами Крыма и Украины, соответственно, все налоги и сборы от их деятельности шли мимо республиканской казны. Более того, действующие авиаперевозчики не давали никаких гарантий относительно осуществления стабильного авиасообщения между Крымом и другими крупными городами Украины и зарубежья. Показательным в этом плане является летний курортный сезон - 2011, когда из-за банкротства ряда российских авиакомпаний ("Авианова", "Континент") в симферопольском аэропорту застряли сотни пассажиров, и крымским властям пришлось в оперативном режиме решать эту проблему.

Поэтому местные власти вплотную занялись развитием собственной авиационной сети и разработали Концепцию "Развитие региональных авиационных перевозок в Автономной Республике Крым", предусматривающую создание крымской авиакомпании. "Назрела необходимость создания базовой крымской авиакомпании, которая будет зарегистрирована на территории Крыма, будет входить в сферу управления органов власти автономии, и займет достойное место на рынке авиаперевозок, в том числе и на региональных маршрутах", ‑ отмечают авторы Концепции.

Изначально речь шла о создании республиканского предприятия "Крым-Авиа", которое планировалась расположить на площадке государственной компании "Универсал-Авиа", эксплуатирующей аэропорт "Заводское" (г.Симферополь). Однако осуществить этот замысел оказалось непросто: сначала нужно было передать госкомпанию в республиканскую собственность - то есть пройти всю бюрократическую "карусель", и только потом создавать на ее базе крымскую авиакомпанию.

Руководство Минифраструктуры Украины якобы согласилось пойти навстречу, но решить вопрос передачи "Универсал-авиа" в управление республики все же не удалось. В результате, авиакомпания была создана на базе аэропорта "Симферополь", причем за собственные деньги аэропорта, и получила патриотическое название "Крымские Зори". В общей сложности на эти цели было потрачено примерно 3 млн грн. Ее официальное открытие состоялось 16 декабря 2011 года.

Сейчас арендованные самолеты авиакомпании выполняют рейсы в Одессу, Донецк и Киев. В перспективе планируется расширить географию полетов на Харьков, Львов, Ереван, Ростов-на-Дону и Краснодар. С этой целью к лету этого года планируется взять в аренду два самолета "Боинг 737" и еще один "Боинг" ‑ к концу 2012 года. В дальнейшем создатели "Крымских Зорь" планируют обзавестись собственными самолетами, однако за счет каких средств они будут закуплены пока неизвестно. "Имея собственные самолеты, мы сможем достаточно гибко работать с направлениями. Есть, к примеру, в преддверии новогодних праздников пассажиропоток во Львов - будем работать на Львов", ‑ рассказывает председатель Республиканского комитета АРК по транспорту и связи Николай Черевков.

Одновременно с увеличением количества рейсов и самолетов, в этом году планируется приступить к масштабной реконструкции симферопольского аэропорта. Кстати, проект модернизации уже получил одобрение президента Украины Виктора Януковича и привлек внимание ряда зарубежных инвесторов. В рамках реконструкции планируется восстановить аэродромную инфраструктуру, построить дополнительно два новых терминала (пассажирский - площадью 50 тыс. квадратных метров и грузовой - площадью 10 тыс. квадратных метров), провести работы по обустройству площадок парковки автомобилей. Ожидается, что уже летнему сезону 2012-го воздушные ворота Крыма предстанут в новом качестве: аэропорт станет более комфортабельным, увеличится пропускная способность. На завершающем этапе на территории планируется возвести отели и рестораны, торгово-развлекательный центр и прочую инфраструктуру, необходимую для цивилизованного обслуживания пассажиров.

Создатели крымской авиакомпании пытаются позиционировать ее как lowcost-перевозчика. По словам главы Республиканского комитета АРК по транспорту и связи Николая Черевкова, стоимость билетов у "Крымских Зорь" будет на порядок ниже, чем у конкурентов. Причем приобрести их можно будет, в том числе, через интернет. "Например, прямой рейс на Львов будет на 30% дешевле, чтобы привлечь пассажиров. Но в убыток себе никто работать не будет", ‑ заметил чиновник.

В свою очередь директор крымской авиакомпании Игорь Шорников добавил, что на сегодняшний день существует четыре уровня тарифов. В зависимости от условий их применения цена на билеты будет разная. "Мы еще будем работать над тарифной сеткой", ‑ отметил он.

Пока же реальные расценки "Крымских Зорь" далеки от бюджетных. Так, стоимость билета из Симферополя в Киев в одну сторону без аэропортовых сборов составит от 112 до 162 долларов, в Донецк ‑ от 105 до 245 долларов, в Одессу ‑ от 70 до 170 долларов. Для сравнения, стоимость перелета из Симферополя в Киев на рейсах известной lowcost-компании WizzAir (до отмены авиарейсов в Крым) составляла от 50 долларов, то есть более чем в два раза дешевле, чем у крымского авиаперевозчика.

Учитывая такую ценовую политику, крымчане даже успели окрестить новую авиакомпанию "Крымскими Мажорами", а ее арендованные самолеты ‑ "бизнес-джетами", поскольку летать на них могут позволить себе только обеспеченные граждане, а не рядовые жители. В то же время стоит отметить, что тарифы "Крымских Зорь" более лояльные в сравнении с расценками других крупнейших украинских авиаперевозчиков, работающих с Крымом. К примеру, сегодня заказать авиабилет в режиме онлайн из крымской столицы в Донецк на рейсах авиакомпании "Международные авиалинии Украины" можно за 156 евро, перелет на рейсах компании "АэроСвит" из Симферополя в Киев обойдется примерно в 122 евро. Как видно, разница существенна.

За и против Создание крымской авиакомпании породило немало разносторонних мнений в общественной среде. Еще на сессии Верховной Рады АРК во время утверждения проекта создания компании ряд крымских депутатов, в частности, Александра Кужель и Рефат Чубаров, раскритиковали данную инициативу. По их мнению, данный проект является инвестиционно непривлекательным и будет "выкачивать деньги из бюджета". "Я вижу здесь какую-то воздушную аферу", - выразил свои подозрения Рефат Чубаров.

И, надо сказать, поводов для подобных сомнений более чем достаточно. К примеру, в ноябре прошлого года в СМИ появилась информация о выходе на крымский рынок еще одной крымской авиакомпании с очень похожей концепцией ‑ первой крымской региональной авиакомпании Air Оnix. На первоначальном этапе авиаперевозчик намерен также эксплуатировать 2-3 самолета, а в течение трех лет увеличить флот до 5-6 самолетов.

Сейчас Air Onix проходит сертификацию и уже с марта 2012 года планирует начать регулярные авиаперевозки из аэропорта Симферополь по направлениям: Киев, Львов, Москва, Санкт-Петербург, а также чартерные рейсы на популярных туристических направлениях. В этой связи возникает вполне резонный вопрос - зачем Крыму две практически идентичные авиакомпании, причем работающие на одинаковых направлениях? Очевидно, что два региональных авиаперевозчика на один Крым - явный перебор.

Эксперты полагают, что вероятнее всего "Крымские Зори" будут служить своеобразным маркетинговым брендом автономии и получать при этом финансовую подпитку из бюджета, а выполнение рейсов фактически будет переложено на другого перевозчика, вполне возможно, на упомянутую Air Onix. Кстати, к сезону 2012 популярная lowcost-компания Wizz Air планирует возобновить полеты в Крым. Так что, судя по всему, у крымчан и туристов не будет проблем с отправкой. Другое дело, что самим авиаперевозчикам придется побороться за пассажиропоток.

Много вопросов возникает и по поводу рентабельности авиамаршрутов, предлагаемых авиакомпанией "Крымские Зори". Отдельные представители турбизнеса считают, что некоторые рейсы авиакомпании станут убыточными, а затраты будут покрываться за счет налогоплательщиков. В частности, у экспертов вызывает сомнение планируемый рейс Симферополь - Львов, поскольку он является сезонным, поэтому в лучшем случае будет загружаться лишь наполовину.

Вместе с тем ряд крымских туроператоров считают направления, на которых будет работать региональный авиаперевозчик, достаточно перспективными, и уже вызвались наладить с ним сотрудничество. В свою очередь, создатели "Крымских Зорь" возлагают на свое детище большие надежды и рассчитывают, что уже примерно через год компания сможет выйти в "плюс". "Банкротство ряда авиакомпаний, отказ от договорных отношений показали, что можно нормально зарабатывать на востребованных рейсах собственными силами. Об убытках речь не должна идти", ‑ рассказывает Николай Черевков.