Рейсы в Будапешт, освободившиеся после банкротства венгерской авиакомпании Malev, могут достаться low-cost перевозчику Wizz Air. Авиакомпания интересуется маршрутами в Киев и Одессу — направлениями, которые, по мнению экспертов, являются не самыми подходящими для бизнес-модели Wizz Air. Вероятно, перевозчик пытается занять маршруты раньше, чем его ближайший конкурент в Венгрии — Ryanair, предполагают они.
О планах Wizz Air начать полеты из Будапешта в Киев в авиакомпании заявили на этой неделе венгерским СМИ. Перевозчик сообщил, что намерен занять место обанкротившейся в начале февраля авиакомпании Malev, в том числе на маршрутах в Киев, Москву, Тель-Авив и Стамбул. В компании также изучают возможность полетов в Одессу. В пресс-службе "Визз Эйр Украина" сказали, что пока не получали информации о планах материнской компании начать полеты в украинские города. "Мы заинтересованы в выполнении рейса Будапешт—Киев, но пока не хотели бы комментировать возможный сценарий развития событий",— сообщили "Ъ" в пресс-службе Wizz Air.
В Госавиаслужбе (ГАА) уточнили, что Wizz Air не подавал заявок в ведомство. "Однако нам известно, что перевозчик ведет переговоры о назначении на этот маршрут",— отметил источник "Ъ" в ГАА. Впрочем, сначала авиакомпанию должны назначить на этот маршрут венгерские авиационные власти. Претенденты подают заявки в соответствующее ведомство, где их рассматривают в порядке конкурса.
Авиакомпания Malev объявила о своем банкротстве 3 февраля. Перевозчик выполнял регулярные ежедневные рейсы Будапешт—Киев (7 парных рейсов в неделю), а также осуществлял полеты из Будапешта в Одессу. Со стороны Украины рейсы по маршруту Киев—Будапешт выполняет авиакомпания "АэроСвит". После банкротства Malev перевозчик увеличил частоту полетов с 5 до 9 рейсов в неделю и дважды в неделю начал использовать на этой линии самолеты Boeing 737 (от 100 кресел). В остальные дни на венгерском направлении эксплуатируется региональный Embraer 145 (48 кресел).
Замена классической авиакомпании Malev на low-cost перевозчика Wizz Air может стать одним из дополнительных стимулов для увеличения потока туристов из Украины в Венгрию, считает президент туркомпании "Гамалия" Игорь Голубаха. "Венгрия интересна украинцам как направление не только для отдыха и экскурсий, но и для санаторного лечения. Именно венгерские курорты пользуются популярностью у украинцев",— говорит он. Господин Голубаха также отмечает, что во время работы Malev достаточно популярными были экскурсионные рейсы выходного дня в Будапешт: "Поэтому появление более экономного перевозчика будет дополнительным импульсом для увеличения туристического потока".
Впрочем, это направление не слишком подходит для бизнес-модели Wizz Air, считают эксперты. По словам помощника гендиректора "АэроСвита" по связям с общественностью Сергея Куцого, сейчас на этом рейсе авиакомпании около двух третей потока составляют транзитные пассажиры. А low-cost перевозчики ориентированы на перелеты "из пункта в пункт", говорит генеральный менеджер Amadeus (оператор системы бронирования авиабилетов) в Украине Алексей Муровцев. "Кроме того, low-cost перевозчики обычно не взаимодействуют с туркомпаниями, как это делал, например, Malev",— отмечает господин Муровцев.
Wizz Air пытается получить назначения на свободные маршруты раньше, чем это может сделать ее ближайший конкурент в Венгрии — Ryanair, считает эксперт Центра политического и экономического анализа Ирина Кава. Крупнейшая в Европе ирландская low-cost авиакомпания Ryanair объявила о планах открыть 31 новый маршрут из Будапешта в тот день, когда было объявлено о банкротстве Malev. "Терпящая убытки Wizz Air не способна конкурировать с Ryanair ни по ценам на билеты, ни по затратам, ни по пунктуальности",— заявил на прошлой неделе на пресс-конференции глава Ryanair Майкл О`Лири. Пока неясно, заинтересована ли Ryanair в полетах из Будапешта в Киев. В авиакомпании этот вопрос не комментировали.