В 2012 году должна была начаться масштабная реконструкция Международного аэропорта "Симферополь". Однако инвесторы пока не спешат вкладывать средства в проект стоимостью 300 миллионов долларов.
В прошлом году киевская фирма "Бюро архитектуры и дизайна Гейко" презентовала проект обновленного аэропорта "Симферополь". Так, в соответствии с концепцией, на месте существующего здания запланировано строительство современного трехэтажного терминала общей площадью 50 тыс. квадратных метров. Архитекторы решили придать ему сходство с морским скатом и раковиной, а центральный вход оформить в виде алмаза, который напоминает жемчужину. Эта идея в полной мере отражает идеологический замысел крымских властей превратить Крым в "жемчужину Украины". "Аэропорт как главный транспортный узел станет ключевым туристическим ресурсом развития Крыма и серьезным конкурентом в ряду архитектурных шедевров аэропортов мира", ‑ убеждены в "Бюро архитектуры и дизайна Гейко".
Перед терминалом, на привокзальной площади, запроектирован разворотный круг для общественного транспорта, в центре которого будут оборудованы фонтаны. А под площадью размещен подземный паркинг (10 тыс. квадратных метров). Кроме того, план реконструкции предполагает строительство на территории аэропорта сети комфортабельных отелей и ресторанов, торгово-развлекательного центра (25 тыс. квадратных метров), конференц-зала, грузового терминала площадью 10 тыс. квадратных метров. По расчетам специалистов, к 2014 году в результате реализации проекта пропускная способность аэровокзального комплекса увеличится почти вдвое ‑ до 1500 пассажиров в час.
Своими силами Для разработки общей концепции развития аэропорта "Симферополь" привлечена немецкая Lufthansa Consulting, которая является стратегической консультационной компанией, работающей в авиационной сфере. Ключевой идеей концепции является привлечение частных инвесторов и операторов аэропортовой отрасли для обеспечения профессионального управления предприятием и приведение его в соответствие с международными стандартами безопасности и качества. Предполагалось, что уже в феврале 2012 года концепция развития аэропорта будет презентована, однако пока никакой официальной информации по этому поводу нет. Впрочем, власти уверяют, что с этим проблем не будет. Сейчас вопрос номер №1 - найти инвестора.
Чистая прибыль аэропорта увеличилась в 2,4 раза в прошлом году
Стоит отметить, что, несмотря на неудачи с привлечением инвестиционных средств, определенные работы по модернизации аэропорта все-таки проводились. В частности, весной прошлого года был открыт после реконструкции терминал внутренних авиалиний. Работы проводились за счет средств аэропорта. На эти цели было направлено порядка 9 млн грн.
Чтобы активизировать процесс развития аэропорта "Симферополь" в прошлом году Мининфраструктуры повысило ставки сборов практически на все его услуги. С одной стороны, это позволило аэропорту получить дополнительные доходы - в 2011 году чистая прибыть увеличилась в 2,4 раза ‑ до 29 млн 289 тыс. грн. С другой стороны, профильное ведомство, по сути, оказало медвежью услугу, так как из-за высоких аэропортовых сборов многие авиакомпании либо отказываются работать с крымским аэропортом, либо повышают цены на авиабилеты, что в свою очередь влечет за собой снижение пассажиропотока. Поэтому крымские власти решили лоббировать вопрос по снижению ставок аэропортовых сборов.
Так или иначе, на сегодняшний день ключевым вопросом для симферопольского аэропорта является предоставление инвесторам государственных гарантий. Эксперты полагают, что в преддверии Евро-2012 этот вопрос вряд ли удастся решить, так как главный аэропорт Крыма на данный момент не является приоритетом. Соответственно, планы по его модернизации могут быть отсрочены на некоторое время.
Потенциальные инвесторы Впервые вопрос масштабной реконструкции аэропорта в Крыму стал ребром еще в 2006 году. С тех пор начались активные поиски инвестора. Одним из первых интерес к развитию симферопольского аэропорта проявил Чешско-германский фонд. Представители фонда предложили заняться развитием аэропорта, но на условиях концессии. При этом инвестор брал на себя обязательство в ближайшие 5-7 лет превратить аэропорт из тупикового в транзитный путем открытия новых авиарейсов в Малайзию и Китай.
Идея с концессией пришлась по душе местным властям, поскольку такая форма управления не требовала смены собственника и предполагала совместное управление предприятием. Более того, концессионная форма сотрудничества привлекла внимание других инвесторов из Франции, Германии, Японии, однако дальше переговорного процесса дело не пошло. Позже свои инвестиционные предложения выдвигали также мэрия Москвы, Vienna International Airport (Австрия) и украинская компания "Нью Системс АМ", но сотрудничество с ними также не увенчалось успехом.
Экономический кризис заставил местные власти отложить реализацию проекта до лучших времен. И только в 2010 году, когда отечественный авиарынок начал понемногу оживать, о развитии симферопольского аэропорта вновь активно заговорили.
Собственно, сама идея модернизации воздушной гавани Крыма тесно связана с амбициозными планами властей превратить регион в один из крупнейших круглогодичных курортов мира. На сегодняшний день аэропорт "Симферополь" занимает второе место в Украине по объему пассажиропотока после киевского Борисполя ‑ его пропускная способность составляет 750 пассажиров в час. Однако с учетом дальнейшего развития крымского курорта и ежегодного 10-процентного увеличения объемов авиаперевозок существующих пропускных возможностей аэропорта недостаточно.
Еще одним аргументом в пользу развития аэропорта является то, что он занимает очень выгодное географическое положение, находясь на пересечении воздушных путей из Средиземноморья в Украину. Симферопольский аэроузел служит "воротами" для выхода в страны Азии, Африки, Ближнего Востока, а также является одним из самых перспективных транзитных пунктов при прохождении грузовых и пассажирских потоков в страны Востока, Индию, Китай. "У аэропорта огромный потенциал, он может стать одним из важнейших узлов воздушного "шелкового пути". Более того, аэропорт дает возможности для развития разным отраслям экономики, для увеличения потоков туристов, и, как следствие, для развития туристической отрасли Крыма и Украины в целом", ‑ убеждены в аэропорту "Симферополь". В конечном итоге, это побудило крымское правительство выступить инициатором разработки проекта реконструкции аэропорта, рассчитанного на 2012-2013 годы.
Однако по-прежнему самым актуальным вопросом остается поиск инвестора. Еще в середине прошлого года интерес к проекту модернизации аэропорта проявил Российский "Внешэкономбанк", однако сотрудничество закончилось еще на переговорном этапе. Аналогичная ситуация сложилась с французской государственной международной компанией ADPI.
Долговременные неудачи с поиском инвестора эксперты связывают в первую очередь с невыгодными условиями сотрудничества, предлагаемыми местными властями, а также отсутствием четких гарантий со стороны государства относительно возврата средств. В настоящий момент единственной надеждой для Крыма остается английская инвестиционная компания Investek Ltd, с которой в прошлом году был заключен меморандум о сотрудничестве. В соответствии с договором, компания займется поиском инвестора для симферопольского аэропорта. И, надо сказать, у английского партнера шансы найти подходящего инвестора весьма велики. По данным Совета министров Крыма, Investek Ltd входит в состав крупнейшей в мире консультационно-аудиторской сети PricewaterhouseCoopers. В конце 2011 года стало известно, что эта компания сама готова выступить инвестором проекта, предоставить кредитные средства сроком до 20 лет, однако взамен потребовала гарантий Кабинета министров Украины, Национального банка Украины или коммерческого банка.
Пока этот вопрос остается открытым, однако представителей Investek Ltd. заинтересовал еще один не менее перспективный крымский проект ‑ развитие Ялтинского морского торгового порта.