Проект производства украинско-российского военно-транспортного самолета Ан-70 наконец сдвинулся с мертвой точки. Стороны урегулировали спорные вопросы и, по словам министра обороны РФ Анатолия Сердюкова, готовы в этом году начать совместные испытания самолета. В авиаконцерне "Антонов" говорят, что после испытаний можно будет приступить к серийному производству машины, работа над которой велась более 20 лет.
В этом году пройдут совместные испытания российско-украинского военно-транспортного самолета Ан-70, сообщил в минувшую среду министр обороны РФ Анатолий Сердюков по итогам переговоров с министром обороны Украины Дмитрием Саламатиным. "Продолжается работа по организации серийного производства военно-транспортного самолета Ан-70. На 2012 год запланировано проведение совместных испытаний",— сказал министр журналистам на брифинге в Москве.
Вице-президент ГП "Антонов" Александр Кива сообщил, что в последние несколько месяцев работа над проектом Ан-70 активизировалась. "Антонов" посетила делегация заказчиков Ан-70 — представителей министерств обороны России и Украины во главе с главнокомандующим ВВС РФ — генерал-полковником Александром Зелиным. В рамках встречи, по словам господина Кивы, были сняты все вопросы, которые препятствовали продвижению проекта. "После совместных испытаний и внесения изменений в типовую конструкцию самолета можно будет внедрять его серийный выпуск",— объяснил Александр Кива. В Украине производство будет организовано на киевском заводе "Антонов". Площадку, на которой Ан-70 будет собираться в РФ, российская сторона еще не выбрала.
Ан-70 является достаточно конкурентоспособным самолетом на рынке, говорят эксперты. Машина способна развивать скорость до 780 км/ч, совершать полеты на расстояние до 7,8 тыс. км и садиться на грунтовые взлетно-посадочные полосы длиной 600-800 м. Самолет укороченного взлета и посадки способен перевозить до 300 десантников или 47 т грузов. "По своим характеристикам Ан-70 превосходит существующие аналоги, включая самолет Airbus А400М",— отмечает старший аналитик ИГ "АРТ-Капитал" Алексей Андрейченко. Максимальная грузоподъемность А400М составляет 37 т, тогда как Ан-70 — 47 т, объем грузовой кабины A400M — 340 кубометров, а у Ан-70 — 425 кубометров. Украинско-российский самолет к тому же дешевле: А400М стоит 145 млн евро, Ан-70 — $67 млн (согласно данным директора департамента разработки и закупок вооружений и военной техники Минобороны Украины Андрея Артюшенко).
К созданию военно-транспортного самолета Ан-70 в СССР приступили более 20 лет назад. После распада Советского Союза Россия взяла на себя обязательства по финансированию проекта на 72%, Украина — на 28%. На его реализацию было потрачено более $5 млрд. Однако в июле 2006 года правительство РФ приняло решение о прекращении проекта. В августе 2009 года Украина и РФ возобновили работы и договорились о создании совместного серийного производства Ан-70 и транспортного Ан-70Т с двигателями Д-27 компании "Мотор Сич". Предполагалось, что за два-три года российская сторона выделит на эти цели около 2,4 млрд руб. ($80,9 млн), украинская — 480 млн грн ($59,7 млн). Но в конце 2010 года в Минобороны Украины сообщили о прекращении финансирования проекта в связи с тем, что он не является для министерства приоритетным. В 2011 году Украина не финансировала проект, но в июле минобороны РФ приобрело первый Ан-70, строящийся на "Антонове". Контракт был подписан, чтобы предприятие получило средства на строительство еще одного транспортника.
Александр Кива говорит, что в этом году у Украины есть средства для работы над проектом. В Минобороны заявляли, что на Ан-70 в этом году из госбюджета будет выделено 347 млн грн. "Средства на самолет заложены, но чтобы его модернизировать и не отставать от конкурентов, их должно быть больше",— уточнил господин Кива. Какая сумма потребуется в дальнейшем, не уточняется.
Для России проект интересен по той причине, что основным потенциальным покупателем этих самолетов являются ВВС Российской Федерации, отмечает Алексей Андрейченко. В прошлом году Ан-70 был внесен в госпрограмму вооружений РФ до 2020 года, и государственный оборонный заказ российской стороны должен составить 60 машин. Всего в программе производства Ан-70 запланировано 80 единиц до 2020 года, из них 10 — для Украины до 2017 года. К самолетам проявляют интерес и в российской авиакомпании "Волга-Днепр". "По оценкам "Антонова", потенциальный спрос на Ан-70 — 150-190 единиц, половина из которых приходится на Украину и РФ. Этим самолетом в свое время интересовались и в НАТО. Но сомнения относительно будущего проекта остаются, так как разговоры о возобновлении производства Ан-70 ведутся уже около 5 лет и пока ничем не завершились",— добавляет господин Андрейченко.