Черный список иностранных авиаперевозчиков составляется на основании нормы ЕС 2111/2005, вступившей в силу в январе 2006 года и предоставившей Еврокомиссии право запрещать или ограничивать на территории союза деятельность небезопасных авиакомпаний. Первая версия списка, опубликованная в марте этого года, включала 97 компаний, которым вообще было нельзя появляться в воздушном пространстве ЕС, и еще три, на деятельность которых налагались серьезные ограничения. В новой версии списка «совсем запрещенных» компаний стало 138, а «допущенных с оговорками» – четыре. Как и прежде, подавляющее большинство компаний-штрафников родом из Африки.
Перед объявлением новой версии появилась информация о том, что в нем может оказаться российская авиакомпания «Пулково». Еврокомиссар по транспорту Жак Баро, встретившись 8-9 сентября с министром транспорта России Игорем Левитиным, сказал российскому коллеге, что европейские власти имеют к состоянию безопасности в «Пулково» очень большие вопросы. Впрочем, уже тогда специалистам казалось маловероятным, чтобы европейцы довели дело до реального запрета «Пулково» летать в страны ЕС. Помимо всего прочего, это могло бы оказаться для европейцев контрпродуктивным, если бы Россия в ответ ограничила полеты авиакомпаний ЕС в Санкт-Петербург. Все вопросы были решены по-рабочему. В черном списке ЕС ни «Пулково», ни какая-либо иная российская авиакомпания не числятся.
Удлинился же список в основном за счет Киргизии. В марте в нем числились две киргизские авиакомпании, теперь их в списке перечислено 27. Но полеты в Европу запрещены не только им, но и абсолютно всем авиаперевозчикам, зарегистрированным властями Киргизии. Еврокомиссия не комментирует причины запрета, наложенного ею на ту или иную конкретную авиакомпанию либо целую страну. В случае с Киргизией можно лишь предположить, что поводом послужило столкновение Ту-154 и американского самолета-танкера KC-135 на взлетной полосе аэропорта Бишкека 26 сентября. Расследование инцидента еще не закончено. Поэтому рано утверждать, кто именно виноват в инциденте: пилоты одного из самолетов, оба экипажа вместе, авиадиспетчеры или еще кто-то. Доподлинно известно лишь, что пострадавший в столкновении Ту-154 был единственным самолетом этого класса в республике, что он потерял в аварии двухметровый кусок крыла и подняться в воздух больше не сможет. Поэтому даже если бы киргизская гражданская авиация и не была официально отлучена от европейского неба, добраться туда у нее сейчас нет возможностей. Что же касается киргизских авиакомпаний, поименно перечисленных в черном списке, подавляющее большинство из них еще раньше прекратило летать куда бы то ни было, обанкротившись.
То же самое можно сказать о многих африканских фигурантах списка. Вообще за вычетом африканских авиаперевозчиков и Киргизии в число однозначно запрещенных попали по одной компании из КНДР, Афганистана и Суринама, а также две – от Казахстана (BGB Air и GST Aeroair, они де-факто уже не существуют). Остальных эксперты Еврокомиссии запрещали целыми странами.
Летать в ЕС запрещено всем компаниям из Демократической Республики Конго, Экваториальной Гвинеи, Либерии, Сьерра-Леоне и Свазиленда. По каждой из этих стран приведен и поименный перечень запрещенных авиакомпаний. Однако те перевозчики, которые в него не попали, но имеют несчастье быть зарегистрированными в одной из «запретных стран», запрещены все равно. В мартовской версии черного списка такому наказанию подверглись те же самые пять африканских стран, что и сейчас. Только теперь к ним добавилась Киргизия.
Михаил КУКУШКИН.
Источник: Газета "Заграница"