"АэроСвит" — не единственный авиаперевозчик, у которого возникли долги перед аэропортом "Борисполь". О задолженности сообщили и в "Международных авиалиниях Украины". Сейчас обе компании урегулировали отношения с "Борисполем", но в аэропорту уже предупредили, что в случае увеличения долга будут приостанавливать обслуживание компаний, как это уже произошло с "Аэросвитом" в минувшую среду.
О задолженности "Международных авиалиний Украины" (МАУ) перед "Борисполем" рассказал один из менеджеров аэропорта. У "Международных авиалиний Украины" есть график погашения долга — он был подписан зимой, подтвердила пресс-секретарь авиакомпании Евгения Сацкая. "Мы каждый день погашаем эту задолженность и надеемся, что скоро ситуация на рынке улучшится",— отметила она. Долг перед "Борисполем" еще одного перевозчика — "АэроСвита" — стал причиной того, что 14 марта аэропорт приостановил обслуживание более 20 его рейсов. В авиакомпании утверждали, что задержка с оплатой вызвана техническим сбоем при внесении предоплаты, но в аэропорту заявили, что долг накапливался с мая прошлого года.
В компаниях говорят, что задолженность вызвана неблагоприятной конъюнктурой на рынке авиаперевозок. "Из-за ухудшения платежеспособности населения новогодний высокий сезон закончился раньше обычного. Кроме того, из-за обострения политической ситуации в Египте у нас сократилось количество чартерных рейсов в эту страну,— говорит госпожа Сацкая.— Подорожало и топливо — нас начали подводить поставщики, и мы вынуждены были закупать авиакеросин по цене, которая на треть превышала рыночную". Ранее в МАУ сообщали, что прошлый год перевозчик закончил с убытком.
В "АэроСвите" в возникновении конфликта винят в том числе и "Борисполь". "В отдельные дни аэропорт останавливал регистрацию на рейсы авиакомпании, а лишь затем официально уведомлял ее о приостановке обслуживания,— сообщили в "АэроСвите".— Таким образом, мы лишались возможности скорректировать полетную программу, предупредить пассажиров о возможном нарушении расписания". В авиакомпании заявили, что считают деструктивной и недопустимой практику, применяемую администрацией аэропорта. "Авиакомпания даже в тяжелый для отрасли зимний период не допустила роста кредиторской задолженности перед "Борисполем", которая на сегодняшний день составляет примерно 6 млн грн",— подчеркнули в "АэроСвите".
Сейчас общий долг национальных авиакомпаний перед "Борисполем" достигает нескольких десятков миллионов гривен, сообщили в аэропорту в минувший четверг: "Мы исчерпали возможности кредитования авиакомпаний, базирующихся в аэропорту (таких всего две: МАУ и "АэроСвит".—"Ъ"), и рассматриваем вопрос о применении хозяйственных санкций, в том числе о приостановке обслуживания рейсов". Источник "Ъ" в "Борисполе" говорит, что представители руководства авиакомпаний и аэропорта ежедневно созваниваются и решают возникшие проблемы. Однако в отношении "АэроСвита" аэропорт уже перешел на предоплату. "Обычно мы так не работаем. На предоплату авиакомпания переводится в случае неоплаты услуг аэропорта или уплаты с долгами в течение 45 дней,— рассказал собеседник "Ъ" в аэропорту.— Если не вносится и предоплата, мы, согласно условиям договоров, вынуждены приостанавливать обслуживание. Мы предприятие, у нас есть обязательства перед кредиторами, и мы не можем работать бесплатно".
Целью ограничений, примененных руководством аэропорта на прошлой неделе, было желание "припугнуть" авиакомпании, считает эксперт Центра политического и экономического анализа Ирина Кава. "Сторонам необходимо искать компромисс. В любом случае аэропорт не обязан выступать в роли кредитора авиакомпаний и может приостановить обслуживание, если ему не платят. Так работают абсолютно все аэропорты",— добавляет эксперт.